Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 2

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

Акмеологические условия по отношению к субъекту деятельности носят объективный характер, в то время как значительное число акмеологических факторов - субъективны с точки зрения В. Г. Зазыкина.

Той же позиции придерживаются А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина, подчеркивая, что факторы и условия выступают или как содействующие или как препятствующие достижению вершин профессионализма. [9, с. 23]

Мы разделяем позицию исследователей, которые считают, что основными слагаемыми совершенствования профессионализма выступают следующие условия:

- личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и д.р.);

- владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера;

- профессиионально-технологический компонент, умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.

На наш взгляд, развитие профессионализма личности и деятельности зависит и от следующих факторов:

- "цена" той деятельности, которой должен заниматься или занимается человек. В современном обществе происходит принятие и понимание значимости новой профессии - "социальная работа". Однако затребованность на специалиста-профессионала пока еще невысока. Общественное мнение отражает взгляд, что социальной работой могут заниматься все, у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами;

- наличие эталона личности социального работника и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля и специализации; освоение технологии социальной работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения;

- личность самого работника, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т. д.

Мы рассматриваем профессионально-личностное формирование и развитие как целостный и непрерывный процесс жизненного и трудового "пути" человека. В свое время С. Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к вершинам, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Акмеологический подход предполагает развитие активности личности, т. е. способность сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

Наличие и признание объективных факторов создают определенную основу для дальнейшего профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста, достижения (или недостижения) профессионального мастерства в деятельности. Вместе с тем и субъективные факторы способствуют достижению профессионального успеха в деятельности, жизни. Студенту - будущему социальному работнику - помощь опытного преподавателя, консультанта, психолога, наставника необходима. Эта помощь может проявляться в различных формах: в разработке и корректировке плана-программы АСД (авторской системы деятельности), в коррекции личностных качеств, в развитии профессиональных умений, навыков и др. И если такой помощи не будет, то многие личности, даже обладающие значительным потенциалом, не смогут достичь вершин в своем развитии, в своей профессии. При этом самое главное состоит в том, чтобы создать условия, ситуации, которые позволяют формировать и развивать готовность личности мотивационно-потребностного характера, стремление ее к самоизменению, самореализации, самокоррекции, самосовершенствованию. Одновременно эти факторы актуализируют такие качества личности, как эмпатийность, рефлексивность, толерантность, милосердие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Социальная политика в отношении детей
Охарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей. На на ...

Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите
Дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей о ...

Рэперы
Рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов мол ...