Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 2

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

Акмеологические условия по отношению к субъекту деятельности носят объективный характер, в то время как значительное число акмеологических факторов - субъективны с точки зрения В. Г. Зазыкина.

Той же позиции придерживаются А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина, подчеркивая, что факторы и условия выступают или как содействующие или как препятствующие достижению вершин профессионализма. [9, с. 23]

Мы разделяем позицию исследователей, которые считают, что основными слагаемыми совершенствования профессионализма выступают следующие условия:

- личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и д.р.);

- владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера;

- профессиионально-технологический компонент, умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.

На наш взгляд, развитие профессионализма личности и деятельности зависит и от следующих факторов:

- "цена" той деятельности, которой должен заниматься или занимается человек. В современном обществе происходит принятие и понимание значимости новой профессии - "социальная работа". Однако затребованность на специалиста-профессионала пока еще невысока. Общественное мнение отражает взгляд, что социальной работой могут заниматься все, у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами;

- наличие эталона личности социального работника и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля и специализации; освоение технологии социальной работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения;

- личность самого работника, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т. д.

Мы рассматриваем профессионально-личностное формирование и развитие как целостный и непрерывный процесс жизненного и трудового "пути" человека. В свое время С. Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к вершинам, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Акмеологический подход предполагает развитие активности личности, т. е. способность сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

Наличие и признание объективных факторов создают определенную основу для дальнейшего профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста, достижения (или недостижения) профессионального мастерства в деятельности. Вместе с тем и субъективные факторы способствуют достижению профессионального успеха в деятельности, жизни. Студенту - будущему социальному работнику - помощь опытного преподавателя, консультанта, психолога, наставника необходима. Эта помощь может проявляться в различных формах: в разработке и корректировке плана-программы АСД (авторской системы деятельности), в коррекции личностных качеств, в развитии профессиональных умений, навыков и др. И если такой помощи не будет, то многие личности, даже обладающие значительным потенциалом, не смогут достичь вершин в своем развитии, в своей профессии. При этом самое главное состоит в том, чтобы создать условия, ситуации, которые позволяют формировать и развивать готовность личности мотивационно-потребностного характера, стремление ее к самоизменению, самореализации, самокоррекции, самосовершенствованию. Одновременно эти факторы актуализируют такие качества личности, как эмпатийность, рефлексивность, толерантность, милосердие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных
организаций Индивидуальная помощь человеку в воспитатель­ной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач. Достаточно условно можно выделить группы возраст­ных ...

Всемирный заговор женщин
Чтобы было понятнее, в чем суть трюка, разберем простой пример. Вот есть фирма «МММ», у которой нет проблем, и есть фирма «ЖЖЖ», которой что-то от «МММ» нужно. Вопрос: кто к кому обратится: МММ к ЖЖЖ или наоборот? - Естественно, раз ЖЖЖ н ...

Результаты исследований металлической субкультуры (на примере металлистов г. Владивостока). Результаты исследования металлической субкультуры методом фокус-групп
1 Говоря о субкультуре, группа моложе 20 лет (в дальнейшем А группа), высказываются, прежде всего, о некоей общности людей, объединенных общими взглядами на жизнь: "… другое общество, которое не принадлежит…" Подчеркивается мо ...