Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 2

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

Акмеологические условия по отношению к субъекту деятельности носят объективный характер, в то время как значительное число акмеологических факторов - субъективны с точки зрения В. Г. Зазыкина.

Той же позиции придерживаются А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина, подчеркивая, что факторы и условия выступают или как содействующие или как препятствующие достижению вершин профессионализма. [9, с. 23]

Мы разделяем позицию исследователей, которые считают, что основными слагаемыми совершенствования профессионализма выступают следующие условия:

- личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и д.р.);

- владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера;

- профессиионально-технологический компонент, умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.

На наш взгляд, развитие профессионализма личности и деятельности зависит и от следующих факторов:

- "цена" той деятельности, которой должен заниматься или занимается человек. В современном обществе происходит принятие и понимание значимости новой профессии - "социальная работа". Однако затребованность на специалиста-профессионала пока еще невысока. Общественное мнение отражает взгляд, что социальной работой могут заниматься все, у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами;

- наличие эталона личности социального работника и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля и специализации; освоение технологии социальной работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения;

- личность самого работника, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т. д.

Мы рассматриваем профессионально-личностное формирование и развитие как целостный и непрерывный процесс жизненного и трудового "пути" человека. В свое время С. Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к вершинам, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Акмеологический подход предполагает развитие активности личности, т. е. способность сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

Наличие и признание объективных факторов создают определенную основу для дальнейшего профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста, достижения (или недостижения) профессионального мастерства в деятельности. Вместе с тем и субъективные факторы способствуют достижению профессионального успеха в деятельности, жизни. Студенту - будущему социальному работнику - помощь опытного преподавателя, консультанта, психолога, наставника необходима. Эта помощь может проявляться в различных формах: в разработке и корректировке плана-программы АСД (авторской системы деятельности), в коррекции личностных качеств, в развитии профессиональных умений, навыков и др. И если такой помощи не будет, то многие личности, даже обладающие значительным потенциалом, не смогут достичь вершин в своем развитии, в своей профессии. При этом самое главное состоит в том, чтобы создать условия, ситуации, которые позволяют формировать и развивать готовность личности мотивационно-потребностного характера, стремление ее к самоизменению, самореализации, самокоррекции, самосовершенствованию. Одновременно эти факторы актуализируют такие качества личности, как эмпатийность, рефлексивность, толерантность, милосердие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Институт социального контроля.
Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандар ...

Художественная культура и искусство
Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная культура и искусство. Морфологический анализ поступательного развития этой сферы позволяет судить о динамичных изме ...

Если ваш муж оставляет жену
Если все обстоит наоборот и муж расторгает брак, женщине будет еще больнее. Когда муж говорит жене, что хочет развода, она испытывает никогда так сильно не ощущавшееся чувство отверженности. Не имеет значения, насколько он пытается смягчи ...