Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 1

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

Слово "акмеология" восходит к древнегреческому "акме", происходящему, в свою очередь, от слова "ахis" ("острие") и означающему "высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора"; "еn аkmу eindi" (быть в акме) означает "быть в полном цвете, на высшей степени развития".

Понятие "акме", сформулированное П. А. Флоренским и Н. А. Рыбниковым и наиболее содержательно определенное Б. Г. Ананьевым, было связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами, понятием "пика" карьеры, которое также было ново для отечественной традиции и существенно для психологии профессий. Ананьев конкретизирует понятие "пика" или вершины жизни. В возрастной и социальной периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованности в жизни.

Б. Г. Ананьев показал место акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд - "педагогика - акмеология - геронтология". Исследуя возрастную изменчивость интеллектуальных функций взрослых (от 18 до 40 лет), ученый доказал, что оптимумы многих психических функций приходятся на периоды ранней и средней взрослости. Так, именно в эти периоды зафиксированы наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, наибольшая пластичность и переключаемость в образовании сложных психомоторных и других навыков. Именно в этот период отмечается наибольшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также решения вербально-логических задач.

Акмеология - новая область знаний в системе наук о человеке. Ее предметом являются закономерности саморазвития зрелых людей, факторов достижения ими вершин профессионализма, стимулов самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, обучения вершинам профессионализма и коррекции, реорганизации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности зрелых людей и др.

В настоящее время ведутся теоретические и технологические разработки в области акмеологии (О.С. Анисимов, И.Д. Багаева, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.П. Ситников, Е. А. Яблокова и др.). Исследователи подчеркивают связь акмеологии с другими науками - психологией, педагогикой, социологией, медициной и др. [ 9, с.11]

А.А. Бодалев определяет акмеологию, говоря о ее широком понимании, следующим образом: "Акмеология всесторонне освещает особенности . важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обуславливают индивидуальную картину зрелости". [2, с. 22]

Главными задачами акмеологии являются разработка методов и технологий, позволяющих личности, субъекту деятельности достичь вершин мастерства в профессиональной деятельности; выявление факторов и условий, содействующих или препятствующих достижению вершин профессионализма. Н. В. Кузьмина рассматривает категорию "фактор" как объективную причину, обусловливающую самодвижение индивидуальности к вершинам профессиональной деятельности, т. е. к высоким достижениям. Она выделяет объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие профессионализма личности и деятельности. К объективным факторам автор относит качество полученного воспитания и образования, профессиональную среду учебного заведения и производства (учреждения), социально-экономические условия жизни и деятельности, отношение общества к профессии, статус и имидж профессии и т. д., к субъективным - тип направленности как свойство личности; уровень способностей; компетентность. [9, с. 22]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым
Кареев постоянно обращался к методологическому анали­зу природы гуманитарного знания. Науки об обществе, отме­чал он, зачастую подражают естествознанию, что имеет и положительное значение, ориентируя социальное познание на изучение законо ...

Индекс ИРЧП в России
Общая оценка Россия занимает 71 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2009 год хуже, чем в Белоруссии). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения В ...

Информация, собираемая с помощью массовых опросов
Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр и ...