Пути решения проблемы постарения населенияСтраница 1
Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.
Нельзя не признать, что в ближайшие десятилетия в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.
С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.
Старение населения ставит новые и неизвестные ранее проблемы, а также открывает новые возможности для организации жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.
Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста
Выход из положения специалисты видят прежде всего в повышении производительности труда в сочетании с привлечением на рынок труда большего числа женщин и лиц более старшего возраста. Создание благоприятных рабочих условий для пожилых людей позволит им продолжать вносить вклад в развитие экономики, считают эксперты ООН. В связи с сокращением числа работающих на каждого пенсионера необходимо провести реформу пенсионного обеспечения, а также систем здравоохранения.
За последние 10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Однако все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.
Между тем, совершенно очевидно, что такой подход требует многократного увеличения расходов на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете. Ни одна страна в мире не может себе позволить такие расходы из государственной казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.
Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.
Другие материалы:
Организация взаимодействия пенитенциарных учреждений с гражданскими социально-педагогическими
службами
Целью взаимодействия исправительного учреждения и гражданских социальных служб является осуществление преемственности воспитательной работы с осужденными до, и после освобождения осужденного.
Необходимость взаимодействия с гражданскими с ...
Способы снятия конфликта в семье
Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит, как незаживающая рана. Это приводит к разводам.
Что же необходимо сделать?
Старайтесь следовать следующим правилам.
1. Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтес ...
Структура государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре ...