Реализация Доктрины культуры мира - составная часть социально-культурной деятельности
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Реализация Доктрины культуры мира - составная часть социально-культурной деятельности

Современная социально-культурная деятельность, представляющая сегодня потенциально один из наиболее эффективных институтов воспитания, образования, культурации, оздоровления, социализации, располагает широкими возможностями для поиска наиболее продуктивных способов поддержки и реализации Доктрины культуры мира, отвечающей интересам человечества, в том числе и грядущих поколений.

Субъектам этой деятельности предстоит принять участие в достижении двух тесно взаимосвязанных целей: повысить общественную значимость Доктрины и программы Международного десятилетия культуры мира, добиваясь, чтобы к ней был проявлен такой же интерес, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию; побудить тех, кто в стране принимает решения на муниципальном, региональном, общенациональном уровнях, учитывать их культурные аспекты и последствия.

Полисубъектность модели социально-культурной деятельности и культурных правоотношений обусловлена многочисленностью социальных групп и институтов, активно задействованных как в области творчества, так и в области потребления и распространения культуры.

Целевое назначение модели, характеризующее её как эффективный инструмент поддержки и реализации Доктрины культуры мира, включает в себя следующие важнейшие компоненты.

Во-первых, предоставление каждому человеку возможности самоидентификации, самовыражения и проявления как носителя своей национальной культуры и традиции, включающих в себя веру, менталитет, привычки, обычаи, нормы поведения, отношения в обществе, иными словами, всего того, что составляет специфику и особенности каждого народа.

Во-вторых, создание условий для вступления каждого человека в равноправный диалог с инокультурным окружением, достижения гражданского мира и согласия в обществе через сотрудничество в сфере культуры, образования, досуга, спорта, воспитания детей и взрослых в духе толерантности и уважительного отношения к представителям иноязычных культур.

В-третьих, обеспечение включенности личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы, возможности овладения известными средствами вхождения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.

Ключевыми в этом отношении направлениями работы, актуальными не только для национального образования, но и для всех социально-культурных институтов, являются:

• изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур;

• формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству;

• перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур;

• усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеологии культуры мира (прежде всего толерантности и уважения прав человека), культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов. Не только перспективным, но, несомненно, и продуктивным

является положение о том, что воспитание культуры мира и ненасилия - это не кампания и не разовая акция, а как и всякий воспитательный процесс - большая и длительная работа. Участвующим в ней юридическим и физическим лицам, представляющим сферу образования и другие социально-культурные институты, необходимо обладать культурой межнационального, межэтнического и межконфессионального общения, умением формировать гуманистические нормы межличностного общения, создавать обстановку уважения и дружелюбия по отношению к национальным и культурным традициям окружающих, предотвращать конфликты с учетом их конкретной локальной специфики.

Суть и смысл социально-культурной деятельности в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает достаточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской деятельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распространить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко
Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко (1888—1939) по перевоспитанию ма­лолетних преступников широко известен во всем мире. В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается воз­главить колонию для несовершеннолетних пре­ступников, что кор ...

Виды интервью
Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса»1. Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном ...

Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске. Технология социальной работы в семье алкоголиков
В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социал ...