Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития
Страница 4

Социологическая информация » Социальная работа с семьей » Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способности. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни идет «притирка» характеров, привычек, привыкание к вкусам, привычкам, реакциям. В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Зов волка фильм 2019 смотреть онлайн бесплатно

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Д.Б.Эльконин заметил, что «не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир .». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это, прежде всего, самовоспитание родителей. Значение каждой из перечисленных функция меняется в зависимости от потребностей общества и потребностей индивида, а также в зависимости от стадий жизненного цикла семьи (6, с. 418).

Жизненный цикл семьи меняется в зависимости от функций. Каждая отдельно взятая семья проходит несколько стадий в своем развитии. На каждой из этих стадий перед членами семьи встают определенные задачи и трудности.

Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи; у нас получила распространение периодизация Э.К.Васильевой, которая включает следующие стадии жизненного цикла. Молодая семья (зарождение семьи) с момента заключения брака до появления первого ребенка. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе:

1. Психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;

2. Взаимная сексуальная адаптация супругов;

3. Приобретение жилья и совместного имущества;

4. Формирование отношений с родственниками;

5. Определение своего репродуктивного поведения.

Данный период включает в себя 7-10 лет существования семьи.

На данном этапе жизни семьи существуют определенные проблемы: материальные, жилищные, сексуальная дисгармония, несоответствие репродуктивных установок, незапланированная беременность.

С появление в семье ребенка задачи видоизменяются:

1. Перераспределение обязанностей в связи с появлением ребенка;

2. Изменяется досуг, поиск новых форм;

3. Налаживание отношений с родственниками на новых основаниях;

4. Определение типа воспитания ребенка;

5. Выбор воспитательного учреждения.

Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений протекает весьма интенсивно и напряженно.

На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения жизнедеятельности семьи:

- высокая конфликтность супругов;

- неравномерное распределение обязанностей;

- неготовность к рождению ребенка (психологическая, материальная), приводящая к кризису;

- сексуальная неудовлетворенность;

- изменение или отсутствие досуга;

- противоречие между профессиональными и родительскими ролями.

Косвенное отражение этих трудностей - количество и причины разводов.

Основной этап жизненного цикла - сложившаяся зрелая семья, включающая в себя несовершеннолетних детей младшего школьного возраста и детей в возрасте от 12 до 20 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Понятие социальных стандартов
Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся ра ...

Технология целевого программирования
Социально-педагогические программы (СПК) — комплекс задач и мероприятий, напр-ный на достижение конечной цели за счет целевого перераспределения и мобилизации ресурсов. Соц-ное программирование — системное перераспреде­ление ресурсов на ...

Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Типология социальных институтов: 1) институты экономик ...