Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития
Страница 5

Социологическая информация » Социальная работа с семьей » Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития

Задачи зрелой семьи, имеющей детей младшего школьного возраста:

- преобразование быта семьи;

- организация рабочего места ребенка;

- налаживание взаимоотношений со школой;

- помощь ребенку в освоении школьного коллектива;

- контроль учебной деятельности.

На данном этапе семья может испытывать следующие проблемы:

- нехватку материальных средств;

- неготовность ребенка к школе;

- конфликтные отношения в классе или с учителем;

- страх влияния на ребенка детей с девиантным поведением;

- страх за физическую безопасность ребенка;

- организации свободного времени ребенка.

Задачи зрелой семьи, имеющих детей подросткового возраста меняются, т.к. дети данного возраста стремятся к большей автономности от родителей. Это:

- установление детско-родительских отношений на новых принципах: больше свободы;

- помощь подростку в самоопределении жизненных ценностей, профессии;

- организация досуга в связи с изменившимися интересами, потребностями;

- принятие мер безопасности по отрицательному влиянию окружающих;

- соотнесение профессионального роста, интересов с интересами семьи.

В связи с этим в жизнедеятельности семьи появляются следующие проблемы:

- конфликты с взрослеющими детьми по разным поводам;

- различные взгляды на…?

- снижение авторитета родителей;

- вероятность вовлечения подростка в девиантную компанию, преступную группу, наркотическую зависимость;

- конфликты со старшим поколением;

- противоречие профессиональных и родительских ролей;

- незапланированная беременность.

Особенно значима на этом этапе воспитательная функция, т.к. основные нарушения жизнедеятельности связаны здесь с воспитательными трудностями.

Пожилая семья (завершение жизнедеятельность семьи)

Этот период включает следующие задачи:

- по-новому организовать быт;

- наладить и перестроить супружеские отношения;

- приспособиться к физиологическим изменениям;

- освоить роли бабушек и дедушек;

- приспособиться к новому статусу - пенсионера;

- подведение жизненных итогов.

На данном этапе характерны следующие проблемы:

- личностный кризис, связанный с завершением трудовой деятельности и выходом на пенсию;

- конфликты с детьми;

- ослабление физических сил, болезни;

- изоляция, сужение круга общения;

- неудовлетворенность жизнью;

- переживание гибели брачного партнера;

- бесполезность.

На каждой из стадий перед семьей стоят определенные задачи, без успешного решения которых, может произойти разлад (кризис) семейных отношений и развод (34, с. 408).

Не одна из перечисленных стадий не является более критической, чем другие (33, с. 409). М.В.Фирсов и Е.Г.Студенова в книге «теория социальной работы в России» жизненный сценарий брачно-семейных отношений представлен в следующем аспекте. В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить вместе с родителями. Браки заключаются рано, а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодых семей часто происходит в недрах старшей. (30, с. 146).

На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего, когда семья испытывает жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву (30, с. 205),

Первый кризис брака приходится на первые месяцы и года брака. Причиной распада может быть неадаптация супругов друг к другу, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей.

Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Социология права как наука и учебная дисциплина.
В жизнедеятельности общества, его различных социальных групп важную роль играет система права. Она представляющая собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие прав ...

Типы семейных структур.
Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. В частности, она определяется характером заключаемого брака Форма брака моногамия (семья состоит из двух супругов) полигамная имеет две разновидности: полигиния (м ...

Семья как пространство жизнедеятельности. Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...