Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития
Страница 5

Социологическая информация » Социальная работа с семьей » Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития

Задачи зрелой семьи, имеющей детей младшего школьного возраста:

- преобразование быта семьи;

- организация рабочего места ребенка;

- налаживание взаимоотношений со школой;

- помощь ребенку в освоении школьного коллектива;

- контроль учебной деятельности.

На данном этапе семья может испытывать следующие проблемы:

- нехватку материальных средств;

- неготовность ребенка к школе;

- конфликтные отношения в классе или с учителем;

- страх влияния на ребенка детей с девиантным поведением;

- страх за физическую безопасность ребенка;

- организации свободного времени ребенка.

Задачи зрелой семьи, имеющих детей подросткового возраста меняются, т.к. дети данного возраста стремятся к большей автономности от родителей. Это:

- установление детско-родительских отношений на новых принципах: больше свободы;

- помощь подростку в самоопределении жизненных ценностей, профессии;

- организация досуга в связи с изменившимися интересами, потребностями;

- принятие мер безопасности по отрицательному влиянию окружающих;

- соотнесение профессионального роста, интересов с интересами семьи.

В связи с этим в жизнедеятельности семьи появляются следующие проблемы:

- конфликты с взрослеющими детьми по разным поводам;

- различные взгляды на…?

- снижение авторитета родителей;

- вероятность вовлечения подростка в девиантную компанию, преступную группу, наркотическую зависимость;

- конфликты со старшим поколением;

- противоречие профессиональных и родительских ролей;

- незапланированная беременность.

Особенно значима на этом этапе воспитательная функция, т.к. основные нарушения жизнедеятельности связаны здесь с воспитательными трудностями.

Пожилая семья (завершение жизнедеятельность семьи)

Этот период включает следующие задачи:

- по-новому организовать быт;

- наладить и перестроить супружеские отношения;

- приспособиться к физиологическим изменениям;

- освоить роли бабушек и дедушек;

- приспособиться к новому статусу - пенсионера;

- подведение жизненных итогов.

На данном этапе характерны следующие проблемы:

- личностный кризис, связанный с завершением трудовой деятельности и выходом на пенсию;

- конфликты с детьми;

- ослабление физических сил, болезни;

- изоляция, сужение круга общения;

- неудовлетворенность жизнью;

- переживание гибели брачного партнера;

- бесполезность.

На каждой из стадий перед семьей стоят определенные задачи, без успешного решения которых, может произойти разлад (кризис) семейных отношений и развод (34, с. 408).

Не одна из перечисленных стадий не является более критической, чем другие (33, с. 409). М.В.Фирсов и Е.Г.Студенова в книге «теория социальной работы в России» жизненный сценарий брачно-семейных отношений представлен в следующем аспекте. В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить вместе с родителями. Браки заключаются рано, а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодых семей часто происходит в недрах старшей. (30, с. 146).

На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего, когда семья испытывает жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву (30, с. 205),

Первый кризис брака приходится на первые месяцы и года брака. Причиной распада может быть неадаптация супругов друг к другу, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей.

Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Функции и дисфункции социальных институтов
Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые. Явные: 1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности; 2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений; 3. Поддержание выпол ...

Теоретико-методологические основы исследования образовательной составляющей качества населения России
Актуальность темы исследования. Исследование системы образования было актуальным всегда в связи с тем, что образование выступает в единстве с воспитанием и рассматривается как важнейший механизм воспроизводства человека в обществе. Но в н ...

Минимальные социальные стандарты в мировой практике
Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам – минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспеч ...