Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области
Страница 3

Социологическая информация » Методы стратегий в социальных исследованиях » Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области

Рынок образовательных услуг и рынок труда, также как и товарные рынки, развиваются по законам спроса и предложения. Население на этих рынках формирует, с одной стороны, спрос на образовательные услуги, с другой - предложение рабочей силы. Обеспечение сбалансированности этих рынков - важнейшая задача для устойчивого развития не только экономики, но и общества в целом. Основные механизмы ее решения лежат в плоскости ориентации системы профессионального образования на потребности рынка труда и формирования условий для осознанного выбора населением профессионального образования. Работа в этом направлении с населением, особенно незанятым и молодежью, является в областной службе занятости Рязанской области приоритетной.

В своей деятельности Управление использует все предусмотренные законом о занятости формы: информирование населения о ситуации на рынке труда через средства массовой информации, профориентационную работу в образовательных школах, училищах и лицеях, профессиональное информирование, консультирование и обучение безработных граждан, общественные работы и другие. Особенно растет спрос на профориентационные услуги службы занятости. Только за 8 месяцев текущего года ими воспользовались около 31 тысячи человек, что значительно выше соответствующего периода прошлого года. О значении профориентации красноречиво говорят некоторые цифры из проведенного социологического исследования. Объектом исследования являлись выпускники -11 классов г. Рязани и Рязанской области (3152 чел.). На вопрос «Выбрали ли Вы свою будущую профессию» положительный ответ дали - 47%, не сделали окончательный выбор - 42% и 9% еще не думали об этом. Учащимся был также предложен вопрос, чего им не хватает, чтобы эффективно трудоустроиться. Большинство учащихся (60%) ответили, что им не хватает профессиональных знаний по определенной специальности; 29% не умеют правильно искать работу, еще 29% не ориентируются на рынке труда; 22% не знакомы с требованиями современных работодателей; 24% опрошенных открыто заявляют, что не осознают свои возможности и ограничения; 13% не желают самостоятельно искать работу. [12]. Это и наталкивает на мысль о необходимости поиска новых методов проведения работы по профессиональной ориентации. Стало очевидно, что службе занятости необходимо уделять больше внимания профориентационной работе в школах и не только ученикам 11 классов, но и 5-6 классов, а может быть, и раньше. Если мы не хотим, чтобы молодежь ломала себе жизнь, профессиональную карьеру, надо на начальном этапе, пока молодые люди еще не определились с будущей профессией, помочь им сделать правильный выбор. В Управлении решили совершенствовать профориентационные услуги за счет использования информационных технологий. В 2005 году по заказу Управления ФГСЗН по Рязанской области разработан информационный материал-практикум для старшеклассников и выпускников учебных заведений, безработных граждан и незанятого населения «Выбери профессию. Как найти работу», который предназначен для формирования навыков эффективного поведения на рынке труда и профессионального самоопределения различных категорий граждан, и в первую очередь, молодежи. Он содержит практические рекомендации по выбору профессии и поиску работы, профессиограммы, тестовый материал по оценке личностных качеств, информацию о ситуации на региональном рынке труда и самых востребованных профессиях в каждом районе области, информацию о рынке образовательных услуг, о перспективах социально-экономического развития региона и другие полезные сведения. Данные проведенного исследования эффективности использования этого материала показали, что подавляющее большинство учащихся (98% опрошенных) обращались к материалам, представленным на диске. Из них 59% дали пособию положительную оценку. 64% намерены и в дальнейшем обращаться к диску за необходимой информацией.

Профессиональное ориентирование несовершеннолетних с целью повышения мотивации к трудовой деятельности и помощи в правильном выборе учебного заведения профессионального образования для получения востребованной на рынке труда специальности является важным направлением деятельности рязанской областной службы занятости населения. Все несовершеннолетние граждане, обратившиеся в службу занятости в 1 полугодии 2006 года, получили профориентационные услуги, способствующие выбору деятельности, обучению и формы занятости в соответствии с их личными интересами, возможностями и потребностями на рынка труда. Количество несовершеннолетних граждан Рязанской области, получивших профориентационные услуги в 1 полугодии 2006 года, составило 11395 человек, что на 35% больше, чем в соответствующем периоде 2005 года (8412 человек). [12].Несовершеннолетние граждане также получают групповые и индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения и возможностях обучения в ходе проведения специализированных ярмарок вакансий и рабочих мест. В работе ярмарок участвуют учащиеся общеобразовательных школ. В 1 полугодии 2006 года при проведении ярмарок вакансий рабочих и учебных мест около 400 выпускников учебных заведений получили профориентационные услуги. В результате по данным социологического исследования доля профессионально определившихся возросла и составила 66% опрошенных, а в 2001 году составляла только 47%. По мнению специалистов органов службы занятости, приоритетным на данный момент становится обеспечение экономических интересов работодателей, оказание помощи работодателям в комплектовании персоналом нужной квалификации: «Наша идеология такова: помогая работодателю, мы помогаем работнику, человеку, обратившемуся к нам за помощью. Мы не создаем рабочие места, мы только помогаем работодателю, работаем как диспетчеры» [из интервью с начальником отдела профориентации и профподготовки центра занятости]. По данным официальной статистики, более 60 % от числа безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение, составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, причем более 40 % из них направляются на профессиональную подготовку Установка на отбор кандидатов на профессиональное обучение с гарантией трудоустройства или позиционирующих себя как активно ищущих работу, по мнению работников органов службы занятости, повышает уровень трудоустройства: «Направляли на обучение людей, которые имели хоть какую-то гарантию на устройство. Направляли тех, кто после собеседования брал на себя обязательство активно заниматься поиском работы после получения профессии в течение 3–6 месяцев. Они как говорили: вы нас отправьте на обучение, а мы попробуем, используем свои связи, возможности, в течение 3–6 месяцев мы не будем появляться в центре занятости, а будем искать работу. И кстати, эта работа приносила неплохие результаты. Если до 2000 года уровень трудоустройства без переобучения был 20–30 %, то сейчас, после переобучения, уровень трудоустройства – 80–84 %» [из интервью со специалистом городской службы занятости].

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Досуг и досуговая деятельность
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д. В ...

Стратегии социального исследования. Типы исследовательских стратегий
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие тип ...

Высшее образование
Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта. Роль высше ...