Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади
Страница 2

Социологическая информация » Методы стратегий в социальных исследованиях » Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади

Первые беседы с сотрудниками помогают определить, кто в организации может быть полезен в качестве источника информации, кто станет ключевым информантом, какого рода документы существуют. Фигура исследователя и особенности его личного опыта становятся весьма значимыми факторами в этой ситуации,

В организационных исследованиях применяются методы включенного наблюдения, которое требует известного научного и житейского опыта, чтобы определять, какие из ситуаций являются значимыми для исследования и почему. Для того чтобы адекватно воспринимать многообразие организационных контекстов, нужно выработать у себя адаптивность и гибкость, оставаясь при этом верным профессиональной этике, а также академической тщательности и независимости. В качественном полевом исследовании применяют навыки внимательного наблюдения и слушания, записи по памяти и вообще регулярные записи. До вхождения в поле новичок практикует наблюдение за обычными деталями ситуации и записывает их. Внимание к деталям и записи по памяти могут совершенствоваться по мере накопления практики.[4].

Полевое исследование в качественной традиции начинается с общей темы, а не с детальных гипотез. Исследователь не должен зацикливаться на каких-то первоначальных, может быть, ложных концепциях. Здесь требуется хорошая подготовка, но еще и открытость для новой информации. Как считает Л. Ньюман, вхождение в поле похоже скорее на очистку лука, чем на открывание двери, поскольку социальные отношения обговариваются и формируются в процессе работы в поле. Переговоры имеют место с каждым новым членом группы до тех пор, пока не разовьются стабильные отношения, позволяющие добиться доступа к полю, получения информации и ослабления враждебных реакций. Исследователю приходится снова и снова объяснять, что он делает.[4]

Еще одна цель подготовки к роли полевого исследователя связана с тем, что работа в поле может иметь сильное воздействие на идентичность исследователя и его мировоззрение, трансформировать личность исследователя. Знание социального контекста в той или иной мере присутствует у социолога изначально. Однако полная вовлеченность в контекст мешала бы воспринимать свое как чужое или, по образному выражению М. Хаммерсли, "делать знакомое неизвестным", то есть выявлять в знакомой рутине известных связей характерные элементы, типизирующие данную культурную среду и придающие ей определенную специфику. Являясь "аборигенами", мы часто проходим мимо каких-то событий, которые людям со стороны могут показаться важными и интересными. Поэтому так значимы постоянные обсуждения с коллегами, обладающими другим жизненным опытом. Лишь со временем и тренировкой

возникает особое чувство отстраненности, помогающее исследовать мир организации извне, даже будучи в постоянном непосредственном контакте с ним. Особенно актуальна исследовательская дистанция при изучении властных отношений в организациях. Такого рода взаимодействия часто скрыты от непосредственных участников, однако постоянно нормируют их жизнь.

Позиция отстраненности подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные вещи и замечать каждодневные детали или смотреть на них глазами "аутсайдера". Отстраненность помогает исследователю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те аспекты окружения, которые не осознаются членами группы. Позиция отстраненности стимулирует исследователя к тому, чтобы пересмотреть свой собственный социальный мир. Погружение исследователя в другую среду нарушает привычный ход мыслей и поступков. Полевому исследователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить дружеские отношения. Устанавливая такие отношения, исследователь принимает все на веру и одновременно ничему не верит, так как подвергает каждый факт рефлексии. Достигая понимания точки зрения члена группы, полевой исследователь переходит к следующему этапу - думать и действовать, исходя из этой позиции.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России
Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах. Каковы же ...

Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 года
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей ...

Металлисты – представители неформальной молодежной субкультуры
Металл обращается к тому, что мы игнорируем. Он прославляет то, что мы зачастую отрицаем. Он погружается в то, что мы больше всего боимся. И потому металл всегда будет культурой «аутсайдеров». Сэм Данн, канадский антрополог[1] Метал ...