Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади
Страница 1

Социологическая информация » Методы стратегий в социальных исследованиях » Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади

Несмотря на то, что исследователи бывают хорошо знакомы как с организацией, в которой проводятся кейс-стади, так и с сотрудниками тех служб и ведомств, с которыми нужно тесно взаимодействовать в ходе выполнения проекта, первым важным условием сбора данных является выработка дистанции. Это подразумевает попытки смотреть на привычные практики так, словно бы они были чужими, подмечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельствах кажутся естественными. Кроме того, важно сфокусироваться на сюжетах, существенных с точки зрения целей исследования. Чтобы этого достичь, разрабатывается путеводитель (гид) интервью, включающий вопросы по разным аспектам повседневной деятельности социальных служб и управления социальной политикой в регионе. Как правило, это гибкий вопросник, где отражены темы беседы, которая может фокусироваться тем или иным образом самим интервьюером в зависимости от ее хода. Кроме того, необходим подготовительный инструктаж-тренинг с исследователями, принимающими участие в сборе данных, разработка специальных инструкций.[10].

Стратегия такого интервью подразумевает довольно высокий уровень рефлексии у интервьюера, способность контролировать ход беседы, гибко подходить к последовательности вопросов и получению дополнительной информации, которая имеет отношение к целям исследования, но появляется неожиданно. Собрать такую информацию - непростое дело, его успех во многом зависит от того, насколько интервьюер сумел установить доверительные отношения с информантом, как была построена беседа и т.п.

Для рассмотрения уникальности и одновременно типичности социальной политики на местном уровне, исследование можно разбить на три этапа, каждый из которых отличается своими целями, задачами и стратегией сбора полевых материалов. На первом этапе главной задачей может стать описание общего контекста развития социальной политики в России и, в частности, на региональном уровне. Основные методы сбора данных здесь - интервью с управленцами, поиск ключевых информантов, сбор разрозненных данных из различного рода документов и средств массовой информации. Одновременно может идти поиск тех организаций социальной защиты населения, которые в будущем станут объектами детального кейс-стади. На втором этапе начинается сбор информации в нескольких организациях с применением этнографических методов. И, наконец, третий этап посвящен написанию отчетов, редактированию, систематизации полученных данных и подготовке материалов исследования к публикации. Каждый из этапов может занимать от месяца до полугода и более, что часто определяется специфическими целями - например, когда исследователь считает необходимым лучше узнать организационную субкультуру и ближе познакомиться с повседневными практиками трудовой деятельности.[3]

Итак, этап работы, связанный с проведением кейс-стади, предваряется подготовительным сбором разноплановых материалов. Во-первых, необходимо изучить документы, отражающие деятельность местных властей по развитию и управлению местной социальной политикой - ведомственные отчеты, программы развития, статистику. Во-вторых, важно просмотреть материалы местной и центральной печати, в которых прослеживается динамика репрезентаций социальных проблем в средствах массовой информации. В-третьих, провести интервью с представителями местной администрации, руководителями социальных служб. В ходе исследования организаций при использовании документальных материалов очень важно понять, как и для каких целей они создавались, какие скрытые мотивы двигали их авторами, а также искать то, что не нашло отражения в официальных сводках. Документы, используемые в исследовании организаций, приобретают значимость на фоне устных свидетельств очевидцев, их воспоминаний и индивидуальных интерпретаций. Следует учитывать особенности организационного контекста, в частности, те властные отношения, которые влияют на позицию респондентов. Исследования организаций могут быть представлены следующими примерами: анализ проблем взаимодействия специалистов и клиентов в Центре планирования семьи, Центре помощи женщинам, семье и детям; изучение трудовых отношений и управления в социальной службе; динамика статусов и властных отношений в контексте лечебного учреждения. Выясняя явные и скрытые установки сотрудников, ценности организационной культуры, механизмы власти и контроля, степень удовлетворенности клиентов, исследователи могут проводить оценку эффективности, вырабатывать рекомендации по повышению качества обслуживания.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Методологические принципы Вебера
Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание : 1. требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращени ...

Понятие индекса развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и ...

Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрора ...