Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади
Страница 1

Социологическая информация » Методы стратегий в социальных исследованиях » Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади

Несмотря на то, что исследователи бывают хорошо знакомы как с организацией, в которой проводятся кейс-стади, так и с сотрудниками тех служб и ведомств, с которыми нужно тесно взаимодействовать в ходе выполнения проекта, первым важным условием сбора данных является выработка дистанции. Это подразумевает попытки смотреть на привычные практики так, словно бы они были чужими, подмечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельствах кажутся естественными. Кроме того, важно сфокусироваться на сюжетах, существенных с точки зрения целей исследования. Чтобы этого достичь, разрабатывается путеводитель (гид) интервью, включающий вопросы по разным аспектам повседневной деятельности социальных служб и управления социальной политикой в регионе. Как правило, это гибкий вопросник, где отражены темы беседы, которая может фокусироваться тем или иным образом самим интервьюером в зависимости от ее хода. Кроме того, необходим подготовительный инструктаж-тренинг с исследователями, принимающими участие в сборе данных, разработка специальных инструкций.[10].

Стратегия такого интервью подразумевает довольно высокий уровень рефлексии у интервьюера, способность контролировать ход беседы, гибко подходить к последовательности вопросов и получению дополнительной информации, которая имеет отношение к целям исследования, но появляется неожиданно. Собрать такую информацию - непростое дело, его успех во многом зависит от того, насколько интервьюер сумел установить доверительные отношения с информантом, как была построена беседа и т.п.

Для рассмотрения уникальности и одновременно типичности социальной политики на местном уровне, исследование можно разбить на три этапа, каждый из которых отличается своими целями, задачами и стратегией сбора полевых материалов. На первом этапе главной задачей может стать описание общего контекста развития социальной политики в России и, в частности, на региональном уровне. Основные методы сбора данных здесь - интервью с управленцами, поиск ключевых информантов, сбор разрозненных данных из различного рода документов и средств массовой информации. Одновременно может идти поиск тех организаций социальной защиты населения, которые в будущем станут объектами детального кейс-стади. На втором этапе начинается сбор информации в нескольких организациях с применением этнографических методов. И, наконец, третий этап посвящен написанию отчетов, редактированию, систематизации полученных данных и подготовке материалов исследования к публикации. Каждый из этапов может занимать от месяца до полугода и более, что часто определяется специфическими целями - например, когда исследователь считает необходимым лучше узнать организационную субкультуру и ближе познакомиться с повседневными практиками трудовой деятельности.[3]

Итак, этап работы, связанный с проведением кейс-стади, предваряется подготовительным сбором разноплановых материалов. Во-первых, необходимо изучить документы, отражающие деятельность местных властей по развитию и управлению местной социальной политикой - ведомственные отчеты, программы развития, статистику. Во-вторых, важно просмотреть материалы местной и центральной печати, в которых прослеживается динамика репрезентаций социальных проблем в средствах массовой информации. В-третьих, провести интервью с представителями местной администрации, руководителями социальных служб. В ходе исследования организаций при использовании документальных материалов очень важно понять, как и для каких целей они создавались, какие скрытые мотивы двигали их авторами, а также искать то, что не нашло отражения в официальных сводках. Документы, используемые в исследовании организаций, приобретают значимость на фоне устных свидетельств очевидцев, их воспоминаний и индивидуальных интерпретаций. Следует учитывать особенности организационного контекста, в частности, те властные отношения, которые влияют на позицию респондентов. Исследования организаций могут быть представлены следующими примерами: анализ проблем взаимодействия специалистов и клиентов в Центре планирования семьи, Центре помощи женщинам, семье и детям; изучение трудовых отношений и управления в социальной службе; динамика статусов и властных отношений в контексте лечебного учреждения. Выясняя явные и скрытые установки сотрудников, ценности организационной культуры, механизмы власти и контроля, степень удовлетворенности клиентов, исследователи могут проводить оценку эффективности, вырабатывать рекомендации по повышению качества обслуживания.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Морально-этический ресурс
Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не ...

Меры социальной поддержки
Нижнюю часть формы представления данных и формы для редактирования социальных данных ветерана занимает окно ввода мер социальной поддержки того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной гр ...

Готы и их разновидности
Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию – художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. В целом готы характеризуют свое мировоззрение ...