Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе

Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрорайоне.

Социальная работа в европейских развитых странах направле­на на оказании помощи нуждающимся.

В Швеции в учреждениях здравоохранения оказывают боль­ному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к опе­рации, его душевного состояния, помогают родственникам умер­ших, решают судьбу детей, которые остались без родителей. В психиатрических больницах Швеции соц работник продолжает работать с пациентом, и после прохождения курса ле­чения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических больницах. Соц педагог входит в состав соц службы, где помогают преподавателям школы в ра­боте с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Соцпедагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не по­сещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома. Ока­зывают пом в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддержи­вают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии соц педагог включается в штат школы, ра­ботает с трудными подростками, занимается организацией их сво­бодного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уго­ловного дела, и после решения суда. Занимается предупреждени­ем детской преступности, привлекает детей и подростков к рабо­те с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах. В тюрьме соц педагог составляет план обучения и ра­боты осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы — устроиться на работу.

В Северной Ирландии существует спец служба, так на­зываемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4—5 чело­век анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на пре­жний преступный путь.

О специфике такой работы с детьми, о традициях соц помощи детям в Америке пишет в книге «Социальная работа и социальные программы в США» С.И. Чорбинский.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация соц работников. Но одной из старейших организаций, точ­нее, объединений соцработников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и глав­ным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. по­мощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиноч­кам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответ­ственность, вплоть до тюремного заключения.

В специальных колониях для малолетних преступников и в тюрь­мах работают социальные педагоги.

Взрослые в воспитательном процессе

Взрослые — лица в возрасте после 18 лет, достигшие возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особых социальных задач в обществе и семье.

Взрослость — относительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечимым заболеваниям.

Характерной чертой семейной структуры России остается сравнительно высокий процент живущих вне семьи. Число одиноких и отдельно проживающих членов семьи составляет около 17,1 млн человек, или почти 12% населения страны.

Когда взрослые люди осознают смысл и цель своей жизни, долг и ответственность за свое влияние на подрастающее поколе­ние, на окружающих, когда целенаправленно занимаются своим нравственным и физическим совершенствованием, они становятся субъектом воспитательного процесса. Родители, представители общественности, производственные мастера, в этом случае явля­ются потенциальными воспитателями.

Долгое время в социальной работе со взрослыми социальная педагогика ориентировалась на концепцию Э.Эриксона. Он счи­тал, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних ста­дий. Поэтому для оказания социальной помощи требуется предва­рительный анализ биографии взрослого человека, воссоздание всех этапов его жизненного цикла, предшествующих кризисному со­стоянию. Это необходимо для того, чтобы найти единую, сквоз­ную «линию» в его жизни и тот критический ее поворот, который привел к личным затруднениям. Для этого социальному работни­ку требуется уяснить для себя самого то, что становление лично­сти — пожизненный процесс, участником которого становится и сам социальный работник. Вовлечение взрослого в процесс само­анализа; определение психосоциального отклонения при разре­шении кризисов роста; поиск путей и способов восстановления социальных функций; нормализация контакта с внешней средой; выявление социальных институтов и структур, которые могут спо­собствовать стабилизации личности.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие
Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная се ...

Факторы, влияющие на проведение интервью
Как видим, классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Оп ...

Поведенческая концепция
Еще один образ личности — личность как концепция система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой чере ...