Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе
Страница 1

Социологическая информация » Социальная педагогика » Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в воспитательном процессе

Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо­ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрорайоне.

Социальная работа в европейских развитых странах направле­на на оказании помощи нуждающимся.

В Швеции в учреждениях здравоохранения оказывают боль­ному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к опе­рации, его душевного состояния, помогают родственникам умер­ших, решают судьбу детей, которые остались без родителей. В психиатрических больницах Швеции соц работник продолжает работать с пациентом, и после прохождения курса ле­чения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических больницах. Соц педагог входит в состав соц службы, где помогают преподавателям школы в ра­боте с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Соцпедагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не по­сещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома. Ока­зывают пом в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддержи­вают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии соц педагог включается в штат школы, ра­ботает с трудными подростками, занимается организацией их сво­бодного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уго­ловного дела, и после решения суда. Занимается предупреждени­ем детской преступности, привлекает детей и подростков к рабо­те с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах. В тюрьме соц педагог составляет план обучения и ра­боты осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы — устроиться на работу.

В Северной Ирландии существует спец служба, так на­зываемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4—5 чело­век анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на пре­жний преступный путь.

О специфике такой работы с детьми, о традициях соц помощи детям в Америке пишет в книге «Социальная работа и социальные программы в США» С.И. Чорбинский.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация соц работников. Но одной из старейших организаций, точ­нее, объединений соцработников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и глав­ным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. по­мощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиноч­кам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответ­ственность, вплоть до тюремного заключения.

В специальных колониях для малолетних преступников и в тюрь­мах работают социальные педагоги.

Взрослые в воспитательном процессе

Взрослые — лица в возрасте после 18 лет, достигшие возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особых социальных задач в обществе и семье.

Взрослость — относительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечимым заболеваниям.

Характерной чертой семейной структуры России остается сравнительно высокий процент живущих вне семьи. Число одиноких и отдельно проживающих членов семьи составляет около 17,1 млн человек, или почти 12% населения страны.

Когда взрослые люди осознают смысл и цель своей жизни, долг и ответственность за свое влияние на подрастающее поколе­ние, на окружающих, когда целенаправленно занимаются своим нравственным и физическим совершенствованием, они становятся субъектом воспитательного процесса. Родители, представители общественности, производственные мастера, в этом случае явля­ются потенциальными воспитателями.

Долгое время в социальной работе со взрослыми социальная педагогика ориентировалась на концепцию Э.Эриксона. Он счи­тал, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних ста­дий. Поэтому для оказания социальной помощи требуется предва­рительный анализ биографии взрослого человека, воссоздание всех этапов его жизненного цикла, предшествующих кризисному со­стоянию. Это необходимо для того, чтобы найти единую, сквоз­ную «линию» в его жизни и тот критический ее поворот, который привел к личным затруднениям. Для этого социальному работни­ку требуется уяснить для себя самого то, что становление лично­сти — пожизненный процесс, участником которого становится и сам социальный работник. Вовлечение взрослого в процесс само­анализа; определение психосоциального отклонения при разре­шении кризисов роста; поиск путей и способов восстановления социальных функций; нормализация контакта с внешней средой; выявление социальных институтов и структур, которые могут спо­собствовать стабилизации личности.

Страницы: 1 2


Другие материалы: