Методы диагностики профессионализма. Методика изучения коммуникативных способностей
Страница 1

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Методы диагностики профессионализма. Методика изучения коммуникативных способностей

Теоретическое обоснование. В процессе трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, результат которого проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в эффективности их деятельности. Именно коммуникативное взаимодействие формирует целостность организации.

Коммуникация людей представляет собой преимущественно их взаимодействие друг с другом с определенными целями:

- получение или сообщение сведений, необходимых для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;

- собственно воздействие, т.е. управление поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

- удовлетворение собственной потребности человека в общении.

В целом коммуникация включает в себя два взаимозависимых аспекта: коммуникация как структура и коммуникация как процесс, т. е. как сложившиеся традиции, нормы и стереотипы коммуникативного взаимодействия и как элемент культуры организации.

Коммуникация как структура в значительной степени опосредуется технологией производства, материально-техническими, сбытовыми, финансовыми и прочими особенностями Организации. Коммуникация как динамический процесс, как элемент профессиональной деятельности людей - это технология непрерывного взаимодействия человека с окружающим миром, представляющая собой некоторую последовательность и особенности поведения человека: его жестикуляции, действий и состояний при передаче, поиске, получении и сохранении информации.

Изучение коммуникативных особенностей показало, что среди всего многообразия средств общения существует некоторый коммуникативный минимум, овладение которым крайне желательно для всех социальных работников, так как от этого зависит эффективность их деятельности. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к теоретическим знаниям, навыкам и умениям специалиста.

Предлагаемый ниже коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки коммуникативной компетентности.

а) Теоретические знания (проверяются на экзамене).

1. Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения.

2. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга.

3. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации.

4. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации.

5. Правила комплиментарности поведения коммуникатора (того, кто передает информацию) и реципиента (того, кто воспринимает информацию).

6. Особенности влияния субъективных интересов, психологических особенностей человека, его опыта» ожиданий, связанных с процессом коммуникации.

7. Роль и значение эмоций в коммуникации.

8. Структура и функции коммуникативного акта.

9. Структура, фазы и задачи ведения диалога.

10. Структура межличностной коммуникации в организации.

б) Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются по письменной контрольной работе).

1. Активное и пассивное слушание.

2. Техника синхронизации, т.е. учета состояния и поведения собеседника.

3. Различные стратегии ведения диалога.

4. Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

5. Техника снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

6. Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

7. Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

8. Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

9. Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

10. Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

11. Техника вязки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

12. Техника поэтапного согласия.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социально психологические особенности детей сирот
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род кач ...

Правила ведения беседы
При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер под ...

Отчет по проведению Фокус группы
В ходе проведения фокус группы были выявлены следующие тенденции: Большинство из респондентов к феномену отцов одиночек относиться с удивлением, аргументируя это тем, что раньше не сталкивались более плотно с данной проблемой, в частност ...