Методы диагностики профессионализма. Методика изучения
коммуникативных способностейСтраница 2
в) Практические умения (проверяются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования).
1. Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения.
2. При установлении контакта с человеком - умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
3. При разговоре с человеком - умение, внимательно слушая его сообщение, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.
4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желание или нежелание продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию.
5. В процессе разговора - умение выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником, умение понять его иногда скрытые намерения и цели.
6. При общении с человеком, находящимся в состоянии излишнего, мешающего эмоционального возбуждения, - умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.
7. При наличии или возникновении собственного эмоционального напряжения, мешающего диалогу, - умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.
8. При убеждении собеседника - умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека; умение получить его принципиальное согласие, умение убедительно отказать.
9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.
Цель. Оценка коммуникативной компетентности специалиста.
Инструкция. Испытуемым сообщают, что в предлагаемой им таблице приведены различные коммуникативные навыки и умения человека вести диалог или переговоры, и предлагают оценить, насколько они справедливы для коллег из их организации. [Приложение 1] Если, по мнению участника опроса, большинство коллег владеют данным навыком или умением, испытуемому следует обвести кружком цифру 7, если это не совсем так - 6. И так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении коллег отсутствует.
Обработка и интерпретация результатов. Результаты анкетирования обрабатываются с использованием перечисленных ниже шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам.
1. Если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности социальных работников.
2. Сумма от 30 до 60 баллов показывает, что следует обратить внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения социальных работников.
3. Сумма свыше 60 баллов означает, что работники владеют коммуникативным минимумом.
Другие материалы:
Бродяжничество как социально-педагогическая
проблема
Откуда берутся лица без определенного места жительства? Что заставляет таких людей скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются:
Лица с психической па ...
Семейные ценности молодежи
Семья - это образ жизни, который выработало человечество на протяжении своего существования. В этих рамках человек формировался физически, психологически и интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности, осуществлял присущие ему на ...
Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и
творчества
Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении кл ...