Отношение церкви к нищим
Страница 2

Церковь стояла за сохранение сложившегося порядка и учила, что каждый член общества должен жить сообразно своему положению, а не добиваться изменения своего правового или имущественного статуса.

О необходимости попечения о нищих христианская церковь говорила издавна. Так, известны постановления Эльвирского собора 306г. и Антиохийского собора 341г., где епископату было дано право распоряжаться по своему усмотрению имуществом церкви на нужды благотворительности. «Постановляем, чтобы епископ имел власть над имуществом церкви: ведь если ему следует доверять ценные души людей, то тем более он должен распоряжаться деньгами — собственной властью ведать, всем уделять нуждающимся через пресвитеров и дьяконов под страхом Божьим и со всей осторожностью». Из правил Сардинского поместного собора (347г.): «Епископы должны помогать сиротам и вдовам». В правилах Феофила, епископа Александрийского (конец IV - начало V вв.) утверждалось: «Вдовцы, и нищие и пришельцы страннии от Церкви да питаются, и всяко угодие да приемлют». В правилах IV Вселенского собора (Халкидон, 437т.)было записано: «Требующие помощи нищие с послании мирными да отходят».

Идеализация бедности стала одной из составляющих социальной программы христианской церкви, что, к примеру, ярко проявилось в проповеднической деятельности францисканского проповедника Бертольда Регенбургского (1250-1270-е гг.).

На восклицание своего вымышленного собеседника: «Увы, брат Бертольд, я вижу, что многие живут в великом грехе и все у них благополучно и вдосталь всего, касающегося их телесных нужд, и напротив, много есть добрых людей, кои не творят грехов, но дела их плохи, и они голодают, жаждут и мерзнут, во всем испытывая нужду», — проповедник заявляет: «На самом деле этим благополучным дурно; намного лучше тем, кто живет в страдании, но безгрешно».[5]

Такая позиция становилась своеобразной основой для развития отшельничества и появления так называемых «нищенских» монашеских орденов.

Наибольшее влияние приобрели проповеди добровольной нищеты, изложенные в «Правилах жизни» знаменитым проповедником Франциском Ассизским (1182-1226). Понимая, какой популярностью среди бедняков пользуется проповедь нищеты, папа Иннокентий III, одобрил мысль о создании специального монашеского ордена францисканцев.

Возвращение к идеалам ранней христианской церкви, ещё не располагавшей никаким имуществом, проповедуемое Франциском Ассизским, резкая критика жадности, корысти и сребролюбия духовенства, раздача милостыни нищим и содержание убогих при монастырях снискали ордену францисканцев широкую популярность в народе. Вскоре после смерти, в 1228г., Франциск был канонизирован

Движение блюстителей идеалов нищенства, так называемых спиритуалов, приняло массовый характер во второй половине XIIIв. Волна благочестивого нищенства, приняла настолько массовый характер, что папа Бонифаций VIII разослал всем епископам приказ заставить нищенствующих бродяг или отшельников либо изменить свой образ жизни, либо вступить в какой-нибудь признанный монашеский орден.

Таким образом, желание искупить грехи обретало самые различные формы – от идеализации бедности до добровольного нищенства. Под необходимость искупления грехов подводилась и своеобразная идеологическая основа.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Культурная глобализация.
Глобализация усиливает процесс диффузии (взаимопроникновения) культур. Глобальное измерение приобретают стремительно распространяющиеся ценности западно-европейской американизированной культуры. Этот процесс часто обозначают метафорами «в ...

Роль социальной работы в защите населения
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы. В настоящее время социальная работа рассматривается ка ...

Теоретико-методологическое обоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым
Кареев постоянно обращался к методологическому анали­зу природы гуманитарного знания. Науки об обществе, отме­чал он, зачастую подражают естествознанию, что имеет и положительное значение, ориентируя социальное познание на изучение законо ...