Социальные институты в социальной структуре общества.
Институт семьи. Понятие института и
институционализацияСтраница 1
Социальные институты -
это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов - институционализация
- подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.
Семья -
это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.
На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. В связи с развитием потребностей общества институт семьи постоянно изменяется и развивается. Так при переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.
Другие материалы:
Сущность социальной стратификации
В обществе существует множество групп, но все они не равны, как и не равны люди, которые составляют эти группы. Т.е. всегда существует социальное неравенство. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными.
Центральн ...
Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Теоретики структурного функционализма, теории конфликта и неомарксистской теории мировых систем прибегают к одинаковому процессу анализа, обращаясь к вопросу о гендере в рамках общего теоретического описания крупных социальных явлений. Во ...
Сущность образовательной технологии: понятия и составные части
Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически ...