Отношение церкви к нищим
Страница 1

Церкви в средние века переходит очень важная функция— поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла открытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несовместима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к сильным мира сего, церковь взывала к милосердию. Так, орлеанский епископ Иона (IХ в.), адресуя свои слова сеньорам, писал, что «по своей природе их рабы и вообще, все бедняки равны им».[2]

Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Прославление бедности стало основным лейтмотивом религиозных литературных памятников раннего средневековья. Именно в бедняках должно было служить им своего рода моральной компенсацией за земные невзгоды.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— подаяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Более того, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей. Монахи Сен-Лод в Анжере писали: «Бог сам соизволил так, чтобы среди людей одни были сеньорами, а другие сервами и чтобы сеньоры были склонны чтить и любить Бога, а сервы — чтить и любить сеньоров».[3]

Нищета возводилась в ранг морального достоинства. В свою очередь культ бедности иногда порождал так называемое «чванство бедняков», которое подчас поощрялось даже в житиях святых. Так, в «Житии св. Германа» (парижского епископа) рассказывалось, что, когда епископ получил в подарок от короля Хильдеберта коня с повозкой, он употребил этот дар для выкупа пленника, хотя король просил святого никому не отдавать этого подарка. Автор жития говорит: «Для священника больше значил глас бедняка, нежели короля»? Подлинным гимном добровольной бедности звучит стихотворная легенда о св. Алексее, удалившемся от богатых родителей и умершем в нищете.

В бедняках в то же время видели не столько несчастных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня, писал Алкуин в конце VIII в., позволяет подающему попасть в рай. Таким образом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало решать. В этой связи милостыня преследовала своей целью не непосредственно помощь нищему, а скорее помощь самому нищелюбцу, подающему милостыню.

В таком случае нищелюбцем двигала не любовь к ближнему, не человеколюбие, а желание очиститься от своих собственных грехов; нищий же выступал виде средства к «самоочищению». Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:[4]

1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявшего его милостыню нищего).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социально-демографическая характеристика посетителей аптек
Основными целями изучения потребителей являются анализ структуры реальных покупателей того или иного товара и мотиваций их выбора. В процессе выявления состава потребителей и реального потребительского спроса определяются социальный и пси ...

Когда спадает пелена
Не секрет, что, как правило, после свадьбы через месяц—полгода любовь становится слабее, а то вдруг и вовсе проходит. Этот факт обычно воспринимается очень трагично: «Ах! Я его больше не люблю! Он меня больше не любит!» — и семья зашатала ...

Управленческие технологии контроля
С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов в производстве и сбыте социально-культурных продуктов, б ...