ПриложенияСтраница 1
Приложение А
Программа исследования
Обоснование темы исследования. Проблемой данного исследования является изучение пенитенциарной работы и ее компетенции в местах лишения свободы; поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе и организация действий для разрешения проблемной ситуации; получение новых знаний и создание теоретических моделей пенитенциарной действительности.
Актуальность исследования заключается в том, что старая пенитенциарная система разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей: резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений, совершаемых в обществе. Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников.
Также очень велика рецидивная преступность, о чем свидетельствуют переполненные тюрьмы, являющиеся рассадниками различных социальных болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала исправительных учреждений.
Объектом исследования является пенитенциарная система Российской федерации в широком смысле, становление социальной работы с различными категориями населениями в пенитенциарной системе – в узком. В исследовании принимаются во внимание следующие характеристики объекта исследования (т.е. респондентов): пол; возраст; национальность; образование; сфера деятельности, занятий; род деятельности, занятий; семейное положение; наличие и количество детей; участие в политической и общественной деятельности; место жительства; отношение к религии и др.
Предметом исследования является сущность, принципы и методы социальной работы с различными категориями осужденных, реальное воплощение в пенитенциарной действительности гуманистических методов перевоспитания, психосоциальная работа с личностным миром каждого осужденного, социально-правовая работа по налаживанию социальных связей осужденных и т.п.
Целью исследования является выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника с различными категориями осужденных; определение ее основных направлений, принципов, методов и ролей в пенитенциарных учреждениях РФ; улучшение условий содержания осужденных, социализация и развитие адаптивных характеристик и т.п.
Задачами исследования являются:
- описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
- выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
- проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
- проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
- определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
Гипотезой исследования являются следующие тезисы. Социальная работа с различными категориями осужденных будет эффективной, если будут четко интегрированы категории и понятия групп лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержки; будут подробно изучены социальные проблемы исследуемых категорий клиентов и развиты качественные методы и технологии по их разрешению.
Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере с различными категориями осужденных по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
Другие материалы:
Социализация личности
Социологию интересует в первую очередь типическое и в этом плане надындивидуальное — в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одна из основополагающих проблем социологии личности — из ...
Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома. Социализация, как социально-педагогическая категория
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентац ...
Педагогические основы технологий
Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и кул ...