Социология права как наука и учебная дисциплина.
Страница 2

Важным для развития правотворчества являются национальный и межнациональный факторы. Национальная государственность выступает в качестве объективной предпосылки формирования и действия существующей и развивающейся системы законодательства. В процессе функционирования этой системы существенное значение придается и межнациональным отношениям, обеспечению равенства представителей всех наций, проживающих в государстве, перед законом.

Правотворческая деятельность испытывает на себе, кроме того, влияние демографического фактора, отражающего динамику развития и воспроизводственного состояния населения страны.

Социология права призвана исследовать каждый из этих факторов, выяснять их субординационную соподчиненность, степень влияния на содержание и эффективность применения принимаемых правовых актов.

В системе комплексного социологического обеспечения законодательства возрастающее значение, особенно в трансформирующемся обществе переходного типа, к которому следует отнести Россию и другие страны СНГ, приобретает изучение общественного мнения и его влияния на принятие и осуществление правовых норм.

Наряду с правотворческой деятельностью социология права всесторонне исследует социальные аспекты правоприменнительной деятельности.

Начало этому направлению положили сформулированные французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) положения о принудительной силе воздействия правовых норм на поведение граждан.

Но наиболее активно развивается это направление в американской школе социологии права, основателем которой является американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права Роско Паунд (1870-1964). Он выступил с программой исследования права «в действии», в его социальном контексте, в реальной правоприменительной деятельности, выступающей в качестве важнейшего средства социального контроля.

Особое внимание Р. Паунд и его последователи уделяют изучению деятельности юристов, в первую очередь судей, от которых зависит реализация права. Они считают, что применение правовых установлений определяется не столько знанием правовых норм и логикой, суждений, сколько интуицией и опытом лиц, применяющих эти нормы к конкретным действиям конкретных лиц в конкретных обстоятельствах. В итоге судебная практика выступает не только в качестве критерия оценки эффективности правовых норм, но и важного фактора познания правовых явлений, изменения их оценок, а следовательно, и корректировки самих правовых установлений.

Такой подход резко расширяет диапазон правоприменительной деятельности. Он предполагает расширение судейского усмотрения в процессе толкования применяемых правовых норм. Сторонники американской школы социологии права признают за судебной властью не только возможности, но и реальные права на нормотворчество по собственной инициативе. Осуществляемое судьями правоприменение и является реальным правом, правом в реальном действии. Поскольку нормативный материал далеко не исчерпывает всего содержания права, и правоприменительные органы призваны его дополнять и обогащать. Они должны учитывать возрастающую сложность общественных отношений и растушую в связи с этим вариативность применения тех или иных правовых установлений.

Такой подход представляется правомерным, поскольку общество развивается быстрее, чем существующая в нем правовая система. Периодически возникает потребность адаптации правовой системы к процессу социальных изменений. Поэтому правовые нормы должны пониматься не в их абсолютном значении, а как обобщенные указатели того, что и как должны делать правоприменители в процессе своей профессиональной деятельности.

Весьма важной задачей социологии является выявление и определение эффективности социальных функций права. Исходным в решении этой задачи выступает представление о многофункциональности системы права. Ее функции, в конечном счете, детерминированы материальными условиями жизни общества и существующей в нем политико-правовой системой.

Ведущей, основной и определяющей в правовой системе является функция интеграции, сплочения социальных образований (групп, классов, наций и народностей всего общества). Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами (экономической, политической, моральной и другими) должна действовать для достижения основной цели - социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека, а тем самым и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Причинность в обществе
Причинность в социальной среде характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и притом противоречивых событий. Конфликт может быть, в конечном счете, обусловлен сове ...

Особенности политического сознания современного студенчества
Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов. Результаты социологических исследований мол ...

Социализация как социально-педагогическое явление
Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений ...