Социология права как наука и учебная дисциплина.
Страница 2

Важным для развития правотворчества являются национальный и межнациональный факторы. Национальная государственность выступает в качестве объективной предпосылки формирования и действия существующей и развивающейся системы законодательства. В процессе функционирования этой системы существенное значение придается и межнациональным отношениям, обеспечению равенства представителей всех наций, проживающих в государстве, перед законом.

Правотворческая деятельность испытывает на себе, кроме того, влияние демографического фактора, отражающего динамику развития и воспроизводственного состояния населения страны.

Социология права призвана исследовать каждый из этих факторов, выяснять их субординационную соподчиненность, степень влияния на содержание и эффективность применения принимаемых правовых актов.

В системе комплексного социологического обеспечения законодательства возрастающее значение, особенно в трансформирующемся обществе переходного типа, к которому следует отнести Россию и другие страны СНГ, приобретает изучение общественного мнения и его влияния на принятие и осуществление правовых норм.

Наряду с правотворческой деятельностью социология права всесторонне исследует социальные аспекты правоприменнительной деятельности.

Начало этому направлению положили сформулированные французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) положения о принудительной силе воздействия правовых норм на поведение граждан.

Но наиболее активно развивается это направление в американской школе социологии права, основателем которой является американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права Роско Паунд (1870-1964). Он выступил с программой исследования права «в действии», в его социальном контексте, в реальной правоприменительной деятельности, выступающей в качестве важнейшего средства социального контроля.

Особое внимание Р. Паунд и его последователи уделяют изучению деятельности юристов, в первую очередь судей, от которых зависит реализация права. Они считают, что применение правовых установлений определяется не столько знанием правовых норм и логикой, суждений, сколько интуицией и опытом лиц, применяющих эти нормы к конкретным действиям конкретных лиц в конкретных обстоятельствах. В итоге судебная практика выступает не только в качестве критерия оценки эффективности правовых норм, но и важного фактора познания правовых явлений, изменения их оценок, а следовательно, и корректировки самих правовых установлений.

Такой подход резко расширяет диапазон правоприменительной деятельности. Он предполагает расширение судейского усмотрения в процессе толкования применяемых правовых норм. Сторонники американской школы социологии права признают за судебной властью не только возможности, но и реальные права на нормотворчество по собственной инициативе. Осуществляемое судьями правоприменение и является реальным правом, правом в реальном действии. Поскольку нормативный материал далеко не исчерпывает всего содержания права, и правоприменительные органы призваны его дополнять и обогащать. Они должны учитывать возрастающую сложность общественных отношений и растушую в связи с этим вариативность применения тех или иных правовых установлений.

Такой подход представляется правомерным, поскольку общество развивается быстрее, чем существующая в нем правовая система. Периодически возникает потребность адаптации правовой системы к процессу социальных изменений. Поэтому правовые нормы должны пониматься не в их абсолютном значении, а как обобщенные указатели того, что и как должны делать правоприменители в процессе своей профессиональной деятельности.

Весьма важной задачей социологии является выявление и определение эффективности социальных функций права. Исходным в решении этой задачи выступает представление о многофункциональности системы права. Ее функции, в конечном счете, детерминированы материальными условиями жизни общества и существующей в нем политико-правовой системой.

Ведущей, основной и определяющей в правовой системе является функция интеграции, сплочения социальных образований (групп, классов, наций и народностей всего общества). Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами (экономической, политической, моральной и другими) должна действовать для достижения основной цели - социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека, а тем самым и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Взаимодействия семьи и образовательного учреждения (детский сад, начальная школа) в процессе социализации ребенка
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отноше ...

Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми гражданами. Изучение опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством досуговой деятельности
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиона ...

БЖ: соблюдение законодательства в отношении женщин (социальных работников). Особенности регулирования труда женщин в главе 41 ТК РФ
В отличие от прежнего законодательства (ч. 1ст. 160 КЗоТ), где говорилось: Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефи ...