Социология права как наука и учебная дисциплина.
Страница 3

Эта функция воплощается:

- в интеграции элементов политической системы,

- в укреплении связей между ними,

- в сплочении людей,

- в обеспечении контроля за соответствием поведения людей правовым нормам.

Все остальные функции права являются производными от этой основополагающей и конкретизируют ее.

Важную роль играет регулятивная функция правовой системы, которая выражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству и его органам. Эта функция

- обеспечивает регулирование отношений в обществе посредством установления обязанностей, запретов и дозволений,

- создает позитивные стимулы для общественно-полезной деятельности,

- создает предпосылки развития гражданско-правовой активности индивидов и групп,

- предполагает закрепление, развитие и охрану складывающихся общественных отношений,

- стимулирует новые форм собственности, инновационной, коммерческой, правотворческой и иной деятельности.

Существенное значение имеет охранительная функция правовой системы. Она обусловлена необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов и прав гражданина, социальной группы, общества в целом. Основное назначение этой функции - предотвращение правонарушений. Основными средствами ее осуществления являются:

- запреты совершать действия, нарушающие права граждан, их объединений, организаций, государства,

- формирование состава правонарушения, установление соответствующих этому санкций, применение санкций, применение мер государственного принуждения,

- реализация юридической ответственности индивидов, их групп, организаций.

Специфическим содержанием обладает коммуникативная функция правовой системы. Ее сущность воплощается в создании, восприятии, усвоении, переработке, хранении и использовании правовой информации, имеющей предписывающий характер. Цель этой функции - информирование граждан, организаций, должностных лиц посредством тиражирования и распространения юридических норм:

- о позиции государства в отношении требуемого, дозволенного или запрещенного поведения,

- о последствиях нарушения правовых предписаний,

- о мере ответственности физических и юридических лиц за допущенные правонарушения.

Наряду с функциями правовой системы возникает вопрос и о функциях социологии права как относительно самостоятельной области научного знания.

Известный французский специалист в области юридической социологии Ж. Карбонье выделяет две основные функции этой специальной социологической теории.

Первая из них - научная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы социологическими методами исследовать все многообразие юридической реальности:

- сущность и роль правовых актов,

- причины их возникновения и развития,

- особенности применения их в судебной практике,

- связи права с моралью, политикой, религией, экономикой,

- роль личности в юридических явлениях,

- изменение правовых норм и тенденций их практической реализации.

Вторая функция юридической социологии - практическая. Наиболее очевидные ее проявления - искусство судить и законодательное искусство, юриспруденция и законотворчество, искусство договора (внесудебная практика, например, нотариальная). Социология права и здесь может выступать в качестве практико-прикладной науки.

Ж. Карбонье подчеркивает, что вторжение социологии в сферу судебной деятельности может происходить в двух основных формах.

Во-первых, это социологическая экспертиза. Здесь социология выступает в качестве вспомогательного средства, используемого судом.

Во-вторых, она выступает как субинститут (заменитель) судьи: речь идет о социологическом толковании. Конечно, судья не единственный интерпретатор закона, в этой роли могут выступать и другие специалисты, например, юрисконсульты, но только судья «может придать толкованию обязательную силу».

Ж. Карбонье рассматривает проблему взаимосвязи социологии с законодательством, в том числе и через призму правовой реформы. Он подчеркивает, что на социологию может быть возложена задача психологической подготовки реформ. Это социология, предшествующая закону - предзаконодательная социология. На социологию может быть возложена и задача объяснения принятого закона. Это послезаконоиодателъная социология.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Цивилизация и формации
Под формациейпонимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выдел ...

Детские общественные объединения и организации как институт социализации
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в нем функционирует свыше 1300 общественных объединений. Из них 39 молодежных и детских объединений[1]. Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальност ...

Льготы
В нижней части формы представления данных расположено окно вывода сведений о льготах того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной графе формы. В окне «Льготы» одной выбранной записи мож ...