Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами
Страница 8

Социологическая информация » Социальное программирование в системе социального управления » Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами

Когда круг желательных вариантов очерчен, возникает необходимость определить совокупность управленческих воздействий (задач, установок, заданий, ограничений, стимулов) в адрес управляемой подсистемы. Их осуществление требует решение другой задачи: разработки организационного механизма, обеспечивающего жизнеспособность управленческих решений. Он должен содержать в качестве обязательного элемента каналы обратной связи, посредством которых осуществляется как движение информации от объекта к субъекту управления, так и регулирование отклонений в развитии системы, вызванных управленческой деятельностью. Построение каналов обратной связи позволяет с большей вероятностью прогнозировать желаемые исходы (результаты).

Таким образом, в рамках социального программирования отражается та часть процесса управления, которая ориентирована на оптимизацию структуры социально-экономической деятельности сообразно поставленным целям. Данный процесс представлен как последовательность логически связанных, сменяющих друг друга этапов, отражающих деятельность, направленную на достижение поставленных целей. Схематически она выглядит, как это показано на рис. 2.

Конкретизация социальной цели

¯

Анализ управляемой подсистемы

¯

Определение целереализующих комплексов

¯

Установление линии поведения ЛПР

¯

Формирование управленческого решения

¯

Разработка организационного механизма управления

¯

Ожидаемые результаты

Рис.2.

На каждом этапе применяется вполне определенная группа методов, позволяющих повысить вероятность получения достоверных результатов. Так, на первом - это главным образом методы декомпозиции и ранжирования, на втором - методы системного анализа, на третьем - имитационное моделирование и методы согласования целей, на четвертом - управленческой диагностики и моделирования поведения, на пятом - игрового моделирования и согласования управленческих решений, на шестом - организационного проектирования, экономического моделирования, на седьмом - методы прогнозного моделирования.

Кроме того, каждый этап может быть разбит на последовательность взаимосвязанных процедур и операций, уточняющих его содержание. Благодаря своей унификации данные процедуры могут быть стандартизированы.

Результатом социального программирования выступают три группы взаимосогласованных управленческих решений: относительно структуры и содержания социальной деятельности, относительно использования ресурсов и относительно ожидаемых результатов. При этом в процессе подготовки управленческих решений учитываются все факторы, необходимые для достижения целей: ресурсы, среда, структура, время. Это позволяет рассматривать цель с различных точек зрения, проектировать целевую структуру, подбирать соответствующую ей структуру ресурсов, намечать необходимые действия и рационально планировать их во времени.

Следует отметить, что учет фактора времени в программировании имеет свою специфику. Временные горизонты программ определяются продолжительностью цикла программной деятельности, начиная с постановки социальной цели как задачи, подлежащей решению средствами управления, и заканчивая достижением определенных социальных результатов. В этой связи практически невозможно выделить наиболее типичные временные горизонты программирования подобно тому, как это делается в планировании (например, в хозяйственной практике нашей страны наиболее распространенными являлись планы десятилетней, пятилетней и годовой продолжительности).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Понятие и сущность социальной защиты населения
Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства го­сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социал ...

Становления развитие отечественной социологии.
В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития. Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исс ...

Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла и ...