Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами
Страница 4

Социологическая информация » Социальное программирование в системе социального управления » Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами

Первая группа связана с тем, что при моделировании проблемы лицо, принимающее решение, ограничивается лишь уровнем явления, не исследует сущностные аспекты проблемы, механизмы ее воспроизводства (причинно-следственные связи). В результате управленческое воздействие направляет деятельность субъектов социальной жизни на подавление внешних проявлений (симптомов) проблемы, а не на устранение ее истоков. Подробный анализ ошибок такого рода проведен американским специалистом в области управления Р. Акофом.

Вторая группа - это ошибки, обусловленные недостаточным знанием целей социальных субъектов, а также не разработанностью механизмов их согласования между собой и с целями лица, принимающего решение. Для подготовки управленческого решения субъект управления должен выявить свои собственные цели, цели тех, кем он управляет, а также согласовать, увязать их и на этой основе выработать единую линию поведения. В противном случае управленческое воздействие будет обострять имеющиеся противоречия в интересах, стимулировать рост конфликтности, социальной нестабильности.

На наш взгляд, именно эта ошибка была допущена российским правительством при определении курса реформирования отечественной экономики. Ориентация на либерал-монетаристскую модель экономического устройства, не отражающую интересы большинства производителей, не только не привела к росту эффективности общественного производства за счет усиления экономической активности населения, но напротив способствовала разбалансированности механизма хозяйствования, упрочению кризисных тенденций, обострению социально опасных проблем, таких, как рост организованной преступности, терроризм, межнациональные конфликты, бедность, нищета и проч.

Невнимание к собственным традициям, культуре народа, состоянию общественного сознания и общественной психологии со стороны правящей элиты обернулось для России колоссальными утратами и прежде всего значительным падением ее социального потенциала (естественная убыль населения, сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужской части населения, рост социально опасных заболеваний, эмиграция высококвалифицированных кадров, в том числе молодых, снижение уровня образования населения и др.)

Разработка управленческих решений превращает управление в творческий процесс, опирающийся не только на знания, но также на искусство, мастерство, опыт персонала. Как творческий процесс, управление не может быть рационализировано в строгом смысле слова. Однако как разновидность целенаправленной практически-преобразовательной деятельности человека, оно подчиняется определенным законам, а значит на основе их познания можно выделить в нем типичное, устойчивое, повторяющееся, то есть можно говорить о возможности разработки технологий управления.

Действие закона разделения общественного труда в управлении имеет следствием расчленение данного процесса на относительно простые этапы, за которыми закрепляются определенные группы людей. Эти этапы многократно повторяются, поэтому создается возможность стандартизировать их. В то же время уровень развития современного научного знания, его интегративный характер позволяют, несмотря на относительную обособленность отдельных стадий управленческого цикла, обеспечивать его целостность, научную организацию. Все это делает разработку управленческих технологий целесообразным.

Более того, с усложнением социально-экономических связей в обществе и, как следствие, с усложнением управления это становится необходимым. Дело в том, что в современном управлении получение конечного результата (управленческого решения) невозможно без определенной последовательности чередования управленческих действий, без заранее определенной логики включения соответствующих методов и инструментов в процесс принятия управленческого решения. Подобно тому, как усложнение общественного производства привело к невозможности получения готовой продукции без разработки технологии ее изготовления, усложнение управления вызвало необходимость разработки технологий принятия управленческих решений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Виды учебной деятельности
В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пересекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь ...

Динамика конфликта
Этапы протекания конфликта · · Скрытая стадия . На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. · · Формирование конфликта . На этой стадии происходит формиров ...

Факторы снижения качественного потенциала населения России
Последствия сложившейся ситуации, касающиеся воспроизводства и качества населения России, сводятся к нескольким существенным особенностям общественной жизни. Первая особенность - поляризация доходов населения и социальный разлом общества ...