Приложения
Страница 1

Таблица 1

Типология семьи

Родительские функции

Потребности и задачи в период жизненного цикла

Типичные проблемы и кризисы

Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем

Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком

Основное - формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие

Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение, инвалидность, умственное отставание

Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим, с появлением ребенка, материальным затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций

Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование ини-циативы-чувства вины

Неадекватная социализация, недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей; неправильное поведение

Семья школьника

Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений

Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, комплектности, усердие - неполноценность

Неудачи в учебе, членство в девиантных группах

Семья с

ребенком

старшего

школьного

возраста

Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образах, принятие индивидуальности ребенка

Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов»

Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность

Семья со взрослыми детьми, входящими в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки

Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность - изоляция, любовь как способность вверять себя другому человеку, уважение, ответственность

Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении

Семья

среднего

возраста,

«пустое

гнездо»

Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями

Расширение возможностей саморазвития в жизненных ролях, производительность - стагнация, продуктивность -инертность

Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей», провал карьеры, неорганизованность

Постаревшая семья

Изменение дома в соответствие с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти

Возможности для саморазвития в роли пожилого человека, целостность - отчаяние

Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Рэперы
Рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов мол ...

Происхождение конфликтов
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала про ...

Выявление уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
Для определения уровня социализированности воспитанников детского дома используется «Методика для изучения социализированности личности воспитанника» (разработана М.И. Рожковым). Цель: выявить уровень социализированности воспитанников де ...