Исследовательские технологии. Специфика исследовательских технологий
Практика социологических исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидностями изыскательских работ, связанных с маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и сбыта культурных продуктов и услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ не ограничивается только сферой рынка, он распространяется на многие другие области, в частности на поиски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.
Выбор технологий, используемых в процессе проведения исследовательских работ, зависит от ряда целей и условий, характеризующих то или иное исследование.
Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:
- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные);
- по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке);
- по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов);
- в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные;
- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтомет-рии.
В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.
Одно из главных мест в исследовательских технологиях принадлежит анализу. Совокупность работ, осуществляемых в рамках анализа социально-культурной сферы, достаточно обширна. Это и сбор информации, и её обработка, классификация и систематизация, это хранение и периодическое возвращение к информационным материалам. В ходе анализа та или иная проблема социально-культурной деятельности максимально конкретизируется, разбивается на отдельные части. Выявление возможных взаимоотношений и взаимозависимостей между этими частями также является объектом анализа.
Другие материалы:
Становление русской статистической научной школы
Становление статистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров- ...
Дети-сироты как объект социальной работы и программа
адаптации детей-сирот
Проблема сиротства становится одной их актуальнейших проблем современного российского общества.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без ...
Клубы
Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области орган ...