Сущность и классификация социально-культурных технологий
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Сущность и классификация социально-культурных технологий

Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-культурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании.

Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов: «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности.

В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностао-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

На фоне множества описаний и трактовок определения понятия (^технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В.ПАфанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, её функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы.

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Эмпирическая социология права
В начале 60-х годов XX в. складывается новый подход в социологии права. Его суть состоит в разработке методологии и проведении конкретных социально-правовых исследований. Был создан Комитет социологии права при Международной социологическ ...

Содействие занятости и трудоустройству молодежи. Молодежь на рынке труда
Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник­новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабо ...

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
Межнациональные отношения в социально-культурной сфере Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на территории Российской Федерации проживает более 150 народов и народностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для ...