Человек как субъект социально-культурной деятельности
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Человек как субъект социально-культурной деятельности

Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства,

методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под индивидом понимается отдельный, конкретный человек как единичный представитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от другого.

В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «личность».

В контексте нашего предмета понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.

Первое - личность как нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоятельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.

Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель определенных социальных характеристик, целая система социальных отношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в культуре данного общества, член определенной социально-культурной группы, посредством своей деятельности включенный в различные виды социально-культурной общественной практики.

В различных научных, главным образом культурологических, концепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-культурной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профессиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержанию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и деструктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразовательной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценностей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В поведении и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той или иной степени трансформации, характерный тип социально-культурных ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наибольшей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими словами, свойства личности не ограничиваются её социальной или культурной принадлежностью, а самым непосредственным образом обнаруживают себя в контактах с окружающей действительностью.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Определение индивида
"…Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны, прежде всего, констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а следовательно и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь ...

Культуротворческие и культуроохранные технологии. Сущность культуротворческих технологий
Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобре ...

Теоретические и технологические основы социально-реабилитационной работы с людьми пожилого возраста в России. Старость как социальная проблема
Процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему пред ...