Человек как субъект социально-культурной деятельности
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Человек как субъект социально-культурной деятельности

В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедеятельности личности ведущее место неизменно отводится анализу социально-культурного контекста этой среды. Содержание социально-культурного контекста зависит от соответствующего ему уровня - федерального, регионального и муниципального (местного), но в каждом конкретном случае обязательно предполагает наличие необходимого для развития личности образовательного, информационного, профессионального, общекультурного и досугового пространства.

Предметом многих педагогических исследований служит уровень включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (области, города, района), а также совокупность условий, которые обеспечивают включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировое культурное, образовательное, информационное, профессиональное пространство.

Более глубокому пониманию роли и места личности в социально-культурных процессах способствует классификация лиц, выступающих в качестве субъектов профессиональной и непрофессиональной (любительской), индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности. За основу градации здесь могут быть приняты характер и степень сопричастности человека к потребительскому рынку в социально-культурной сфере.

В соответствии с данной классификацией в число субъектов социально-культурной деятельности входят: лица, занятые производством культурного продукта, ценностей, благ, услуг (1); лица, занятые отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необходимо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокультурной деятельности. Само понятие поколения (лат.генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, подтверждает это.

Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возможности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. Приоритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.

Лидер культуры XXI века

Широкое поле деятельности в социально-культурной сфере создает самые благоприятные условия для самоутверждения и самореализации личности в роли лидера. Выступая в качестве активного участника и организатора социально-культурной деятельности, личность берет на себя необходимые полномочия в самых различных неформальных досуговых и творческих ситуациях.

В современной социологии и психологии широко известны различные типы лидерства: политическое и социальное, экономическое и ресурсное, интеллектуальное и чисто физическое, нравственное, статусное и половозрастное. Социально-культурная деятельность является благодатной почвой для практической демонстрации всех преимуществ лидера как вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора. Наиболее полно эти качества лидера проявляются в учреждениях культуры, в основном в инициативных объединениях, где лидер, как правило, - наиболее активная, самобытная и духовно интересная личность. Органичное сочетание у одного или нескольких лидеров организаторских качеств с эрудицией и высокой деловой или коммуникативной культурой служит цементирующим фактором для большинства объединений в сфере досуга и творчества.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Статистико-математическая научная школа
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых ...

Теории старения
Все теории старения можно условно разделить на две большие группы: эволюционные теории и теории, основанные на случайных повреждениях клеток. Первые считают, что старение является не необходимым свойством живых организмов, а запрограммиро ...

Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы
На основе познанных закономерностей социальной работы формируются принципы, то есть базовые идеи (положения), правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность. ...