Досуг и досуговая деятельность
Страница 6

В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не всегда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, и спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечественный, национальный досуг. Они особенно быстро приживаются в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения национального менталитета в социально-культурной сфере и возможные способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В последние десятилетия мы являемся свидетелями определенной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превращения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным феноменом. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остановимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятельности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазона жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем развитии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециализированных производственных процессов, характерных для современности. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение личности в культурнотворческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (произюдительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другие материалы:

Социология: объект, предмет и структура социологической системы знания. Природа социологии и этапы ее становления
Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному ...

Физические тренировки по стратегии Upstream fitness
Существует несколько возможных стратегий, за счёт которых исследователи надеются уменьшить скорость старения и увеличить продолжительность жизни. Например, продолжительность жизни увеличивается до 50 % в результате ограничения калорий в д ...

Служба занятости Перевозского района информирует
Федеральная государственная служба занятости населения по Нижегородской области реорганизована недавно в управление государственной службы занятости населения Нижегородской области. Для того чтобы проанализировать рынок труда в нашем райо ...