Политика государства в отношении семьи
Страница 1

Социологическая информация » Политика государства в отношении семьи

В процессе перехода от доиндустриального общества к индустриальному существенно меняется характер взаимоотношений между семьей и государством. Это выражается в том, что государство расширяет масштаб своего вмешательства в брачно-семейные процессы. Кризис традиционной семьи является следствием не только процесса модернизации общества, но и обусловлен политикой государства, которое поддерживает процесс социальной дифференциации и распространение идеологии индивидуализма, приводящих к ослаблению посреднической роли семьи между личностью и обществом. От деятельности государства во многом зависит, за какой исторический период происходит оформление кризисных тенденций. В свою очередь, на формирование основ политики государства оказывает влияние ряд факторов, например, как уровень социально-экономического развития страны, особенности идеологии, политического режима, национально-территориальной организации и т.д.

Антисемейная политика государства в наибольшей степени проявилась в тоталитарных обществах. Это было характерно для политических режимов, сформировавшихся в первой половине XX в. в ряде стран Европы (Италия, Германия, СССР), основными чертами которых были строгая регламентация всех сфер жизнедеятельности общества, устранение самостоятельных социально-экономических субъектов, в том числе семьи, подчинение их партийно-государственному контролю, а также использование репрессивных мер при регулировании социальных процессов.

Независимо от особенностей идеологических систем, задачи построения нового общества практически во всех тоталитарных режимах предполагали радикальное реформирование основ жизни общества. Разрушение сложившейся социальной структуры рассматривалось как необходимая жертва ради построения нового общества. Традиционные институты и порождаемые ими ценности и нормы, в том числе семейные, не укладывались в систему новых общественных отношений и подлежали преобразованию.

И Италия, и Германия, и СССР находились в конце 20‑х – начале 30‑х годов прошлого века на раннем этапе индустриализации, а выбор ускоренного варианта модернизации оказал негативное воздействие на брачно-семейные процессы и, что самое главное, приблизил наступление кризиса семьи. Также отрицательно сказалось на развитии институтов брака и семьи усиление роли государства в управлении обществом. Традиционная замкнутость семьи препятствовала распространению новых норм и ценностей, её сплоченность была несовместима с системой тотального контроля, практикой доносов и т.д.

Интенсивное развитие государственного сектора в экономике в Советском Союзе было продиктовано необходимостью быстрого индустриального развития. Семейное производство расценивалось как негативный фактор процесса модернизации и как пережиток в структуре экономики будущего общества. Уничтожение семейной экономики отвечало потребностям тоталитарного государства. Утрата одной из важнейших функций дестабилизировало семью и ставило её в зависимость от других институтов, подчинённых государству или созданных им в сферах производства, распределения и потребления материальных благ.

Индустриализация и урбанизация, вовлечение всех взрослых членов семьи в общественное производство, приводили к развитию кризисных тенденций семейных изменений. Высвобождение всех членов семьи из сферы семейного производства в сферу наёмного труда содействовало ослаблению экономической и социальной мотивации многодетности и распространению норм массовой малодетности. Стремление государства максимально распространить свой контроль на семью выразилось не только в попытке регламентировать экономическую область её жизнедеятельности. Такие вопросы, как выбор моделей брачного и репродуктивного поведения, количества детей, методов и форм их воспитания и обучения и т.д., по которым традиционно принимали решение личность и семья, также подлежали строгому контролю со стороны государства и общественных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассм ...

Классификация соц. Групп
1. Формальные и неформальные. В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, вып ...

Политическое сознание и особенности его формирования. Понятие, структура, виды политического сознания
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с пол ...