Досуг и досуговая деятельность
Страница 5

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда. krzes?a laboratoryjne niskie, armatura

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с бездельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-диндустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

Крушение социально-культурной программы и парадигм организации досуга, характерных для периода господства административно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в области культуры и досуга идеологический диктат, привело к стихийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюралистичное™ процесса. Первые позитивные результаты народного творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу-говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления актуальных проблем свободного времени.

К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпигонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рассчитаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилистическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороны, и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.

Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потребительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извращенно трактующие социальное назначение свободного времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие материалы:

Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера
Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века — позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма. Особо отметим влияние баденской шко ...

Нарастание напряженности и основные события грузино-южноосетинского конфликта
Нарастание напряженности наблюдается на территории Южной Осетии с 2004 года, происходят регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. Ситуация обострилась, когда к власти в Грузии пришёл Ми ...

Динамика социальных конфликтов
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфли ...