Досуг и досуговая деятельность
Страница 12

На содержании досуга как социально-культурного явления серьезно сказались негативные последствия остаточного принципа, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная регламентация. Это привело к неприятию гедонистической природы досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функции досуга как чисто потребительской по своему содержанию. Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность' гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к характерным процессам социально-культурной деятельности. Например, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель, как огромная ценность сама по себе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, например, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или выполнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли человек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Справедливо рассматр тать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досуговых общностей; во-вторых, рост или стагнация досуговой квалификации.

В то время как способность и умение части населения самостоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявляется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большинства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреационных, восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в первую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой досуговой квалификацией, культурой использования свободного времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, активный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на первое место производственные, сугубо профессиональные проблемы.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другие материалы:

Целостность современного мира, его противоречия
На планете Земля живут более 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество кото ...

Формы межнационального культурного сотрудничества
Этнонаправленные тех юлогии, воплощающие в себе менталитет и традиции каждого .арода, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудничества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других международных ор ...

Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в соц ...