Исследование проблем аномии в истории философской мысли

Социологическая информация » Проблема аномии в современном обществе » Исследование проблем аномии в истории философской мысли

Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей, взаимодействий в современном российском обществе, которые выражаются, в частности, в несокращающемся числе случаев девиантного и делинквентного поведения значительного количества индивидов, то есть все то, что со времен Э.Дюркгейма определяется как аномия, фиксируется, постоянно анализируется представителями разных отраслей обществознания.

При этом подходы к выявлению причин современной аномии, а также рассмотрению условий протекания негативных процессов, их содержания, перспектив социального оздоровления социума существенно отличаются. Одни социологи, политологи, криминологи полагают, что современное аномичное состояние общества - не более чем издержки переходного периода, свойственные всем трансформирующимся обществам, в частности, Восточной Европы, в которых уже более десяти лет кардинально меняется социально-экономический уклад, политический строй. Другие рассматривают происходящее с позиций катастрофизма, выделяют определенные социальные параметры, свидетельствующие, по их мнению, именно о таком развитии социальной системы, необратимости негативных процессов в обществе, его неотвратимой деградации. Своеобразием отличается точка зрения А.А. Зиновьева, который полагает возможным констатировать едва ли не полное самоуничтожение социума.

Наиболее полно впервые выразил идею рассогласования моральной и правовой регуляции в обществе Э. .Дюркгейм. Особо необходимо выделить то обстоятельство, что для него аномия свойственна трансформирующемуся типу общества, осуществляющему переход от традиционного к индустриальному состоянию, когда резко меняются структура, иные свойства и характеристики социума. Сегментарная модель традиционного общества с немногочисленным набором ясных, однозначно трактуемых норм, предписаний уступает место целостному социуму, в котором индивиду не так просто среди совокупности подчас противоречащих и многочисленных образцов и стандартов поведения, действия выявить достойные повторения. "Функциональное разнообразие влечет за собой моральное, - отмечает французский социолог, - которое ничто не может предупредить; одно неизбежно возрастает вместе с другим… Коллективные чувства все более бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые, как думают, порождаются разделением труда,… эти тенденции увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой стороны – сами коллективные чувства в то же время ослабевают"

Именно упадок в новых условиях этих коллективных представлений, действующих как объективные социальные факты, ослабление и индивидуального осознания приобщенности к тем нормам, которые были свойственны замкнутой корпорации, и уничтожаются самим переходом к обществу промышленного типа, и означают наступление аномии.

В условиях уже сложившегося, развитого индустриального общества, развивает концепцию аномии Р. Мертон. Ведя рассуждение в координатах "цель действия – средства ее достижения", он отмечает явную недостаточность одобряемых социумом способов реализации даже тех образцов, стандартов поведения, которые официально поддерживается обществом и его институтами.

Раскрывая потребительские ориентиры, присущие американскому социуму, Мертон и отмечает, что навязывание индивидам определенного стиля поведения наталкивается на ограниченность легальных способов его поддержания. В результате инновационная модель действия может привести к прямому нарушению норм-запретов, свойственных в данный момент обществу, вести к нарастанию преступных проявлений. Индивид может попасть и реально попадает в положение, когда действуют несовместимые требования доминирующей культуры. С одной стороны, от него требуют, чтобы он ориентировал свое поведение "в направлении накопления богатства; а с другой – ему почти не дают возможности сделать это институциональным способом"

Таким образом, в теоретических построениях классиков социологии аномия, мыслимая и как нарушение моральной регуляции в силу изобилия противоречивых социальных норм, и как расплывчатость, условность, относительность оценок асоциальных актов, и как несоответствие провозглашаемых социумом целей поведенческим установкам людей, предстает как такой феномен, который сопутствует обществу на различных стадиях его развития. Применительно к современному состоянию общества дисфункциональные, дезинтеграционные процессы, также находясь в центре внимания исследователей, получают отражение на основе сравнительно нового категориального аппарата. Речь, в частности, идет о развитии концепции социальной травмы, позволяющей рассмотреть, описать многие негативные процессы в социуме, находящемся на этапе рыночной трансформации при углублении демократических преобразований. Во всех своих проявлениях аномия все чаще оценивается как неизбежное следствие усложнения социальной структуры, всей совокупности отношений и взаимодействий в ходе самодвижения социума к неким новым состояниям в условиях небывалых прежде коммуникационных его возможностей, утилитарного подхода к моральным и правовым ценностям, окончательно сложившимся в ХХ веке. Современная критическая социология все в большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в аморфном стандартизированном социуме , в котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видео версии.


Другие материалы:

Современное состояние проблемы наркозависимости. Исследование распространения наркотиков в подростковой среде г. Новосибирска
Массовый репрезентативный опрос в рамках известных пределов точности измерения может дать достоверные ответы (в числовом выражении) на ряд актуальных вопросов. Прежде всего, можно измерить уровни распространения наркотических веществ, чис ...

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все ...

Киберсоциализация
Киберсоциализация человека (виртуальная компьютерная социализация личности) есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в пр ...