Досуг и досуговая деятельность
Страница 13

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе концепций современного социально-культурного досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельности.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преимущественно в рамках заданных стереотипов, практически без активного участия самих людей.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблюдался значительный разрыв традиционных (в том числе общин-

ных, семейных) связей. Существенно изменялся и сам субъект досуга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (социума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, приумножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций.

Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - народных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которые постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, перевоспитании.

Рано или поздно процессы роста духовных потребностей людей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности.

В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представления, что досуговые занятия служат продолжением профессиональной деятельности, непосредственно способствуют повышению ее эффективности.

Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узкорекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеустановленным, общепринятым.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 


Другие материалы:

Особенности финансирования пенсионеров и инвалидов в связи с введением ФЗ № 122
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с ...

Человек как объект социализации
Кажд.чел, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­-ся объектом соц-ции. Об этом свид-ует то, что содержание пр-са соц-ции опр-тся заинтересованностью общ-ва в том, чтобы чел успешно прошел полоролевую, семейную, профессио­нальную и по ...

Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков
Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально ...