Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Страница 8

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах социально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными возможностями и способностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артистов.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам становится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии.

Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспирантуру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же систему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методических средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, опросников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творческих заданий и упражнений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Достоинства теории обмена
«Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» - известная пословица. Получение вознаграждения за старания – привычная схема для современного человека. Как обмен можно рассматривать взаимоотношения полов, трудовые отношения, рынок. Труд меня ...

Гуманитарный проект как форма социальной работы с молодежью в Новосибирской области
Социальную работу с молодежью в Новосибирске осуществляет Новосибирская Городская Общественная Организация «Гуманитарный проект». Она была создана в мае 1998 года для разработки и реализации профилактических программ в области здравоохран ...

Разработка проекта для повышения эффективности социальной работы с молодежью при внедрении социальных технологий. Общие положения внедрения инновационной социальной программы "Молодежь" (
Инновационная социальная государственная программа "Молодежь" (2011-2012г.г. и перспективы до 2014 года) реализуется по следующим направлениям: · Социальное и гражданское развитие молодежи; · Деловая и трудовая активность моло ...