Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельностиСтраница 8
Многолетний опыт, накопленный в различных сферах социально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными возможностями и способностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артистов.
Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.
Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам становится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии.
Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспирантуру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональный отбор и подбор.
Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же систему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).
Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.
В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методических средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, опросников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творческих заданий и упражнений.
Другие материалы:
FETISHGOTH (САДОМАЗО-ГОТЫ)
В их среде принята «фетиш – эстетика», соответствующая эстетике садомазохизма. В одежде используются искусственные материалы - латекс, винил, искусственная кожа, реже натуральная кожа. Вся одежда плотно обтягивающая, иногда используются к ...
Структура образования
Система образования РФ — это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно ...
Рэперы
Рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов мол ...