Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельностиСтраница 5
Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере (в частности, в соответствии с классификатором специальностей и специализаций МГУКИ), применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности.
В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специализации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделяются на следующие типологические группы: «человек - природа» (экологические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, психология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музыкально-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).
Для каждой из типологических профессиональных групп специалистов социально-культурной сферы психологами разработаны соответствующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педагогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным связям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.
Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в практике социально-культурной деятельности может быть задействована разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологических дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направление, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окружающей средой.
Другие материалы:
Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного
возраста
Работа социального педагога с родителями
В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по вопр ...
Типы культур по Н. Данилевскому
Далее Данилевский применяет выдвинутые разряды к изучению культурно-исторического типа: самые древние культуры (египетская, китайская, вавилонская, иранская и индийская) включают в себя все вышеназванные разряды. " .Они сами себя пос ...
Методы социологии
Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методы в социологии разнообразны:
1)Общенаучные (Анализ ...