Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебнс-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчивость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М. Вахтеров, ИП. Павлов, К.И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в <охэлпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. подробнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Традиционный анализ
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный). Под тради ...

Социальные группы и общности
Социальная группа – это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Груп ...

Численность населения России
Для сегодняшнего состояния российского населения характерны естественная убыль и снижение качественных характеристик. В 1992 г. возник эффект депопуляции населения России, за 8 последующих лет в результате страна потеряла свыше 5,9 млн. ч ...