Организация взаимодействия пенитенциарных учреждений с гражданскими социально-педагогическими службами

Социологическая информация » Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима » Организация взаимодействия пенитенциарных учреждений с гражданскими социально-педагогическими службами

Целью взаимодействия исправительного учреждения и гражданских социальных служб является осуществление преемственности воспитательной работы с осужденными до, и после освобождения осужденного.

Необходимость взаимодействия с гражданскими социальными службами обусловлена еще и тем обстоятельством, что в процессе пребывания в искусственной среде с гарантированным обеспечением, осужденный приучается к ценностям именно этой среды. Особенно это характерно для осужденных молодого возраста, которые как личности формируются в период отбывания наказания.

Исправительное учреждение моделирует жизнь общества общечеловеческих ценностей. Разница между ними такая же, как между моделью и реальным предметом: по модели можно полностью изучить предмет, но учиться взаимодействовать необходимо на реальном объекте (с помощью наставника).

Выше говорилось, что по целому ряду параметров жизнь осужденного в ИК противоположна жизни вне колонии. И дело даже не в отсутствии на свободе гарантированного обеспечения (питания, медицинского обслуживания, места проживания). Личностно незрелые осужденные (без жизненного опыта отстаивания собственных ценностей) усваивают стереотипы жизни, присущие маргинально ориентированным социальным группам (можно длительное время существовать вне социального контроля семьи, производительного ежедневного труда, при этом, не конфликтуя с законом).

Именно в этом заключается основная опасность для молодых лиц, впервые попавших в места лишения свободы, не в криминализации сознания осужденных, а в его маргинализации, либо в усилении степени маргинализации.

Профилактикой этого явления является участие гражданских организаций в исправительном процессе с осужденными до освобождения, создание системы преемственности исправительного воздействия. По большому счету, с момента прибытия в колонию, специалисты гражданских социальных служб должны подключаться к работе с осужденным. Задачей этой работы является актуализация для осужденного законопослушной жизни на свободе, «локус» внимания осужденного по мере приближения конца срока должен перемещаться с внутриколонийских проблем на проблемы, связанные с жизнью на свободе.

Средствами такой работы являются работа с семьей осужденного, семейное консультирование, помощь осужденному в профессиональном самоопределении, реабилитации и психологической помощи (Приложение 2)

На первых этапах отбывания наказания целесообразно сотрудничество сотрудников исправительной колонии и гражданских социальных служб в плане уточнения особенностей социальной ситуации (семейных отношений, поведения в быту, во время учебы и на производстве). По мере приближения конца срока необходимо личное участие специалистов гражданских служб в работе с осужденным. Большую помощь гражданские социальные специалисты могут оказать исправительному учреждению такой работой в профилактике конфликтных ситуаций: постоянная «привязка» интересов осужденных к значимой информации, касаемо его будущей жизни на свободе, переориентирует осужденного с мелких внутриколонийских проблем, которые зачастую принимают значение глобальных.

Среди видов деятельности гражданских социальных специалистов хорошо себя зарекомендовали проведение тематических занятий по типу «вопрос-ответ», тренинговые занятия с осужденными-наркоманами, а также индивидуальное консультирование.

Наиболее распространенная форма привлечения сторонних специалистов к работе с осужденными - это участие в «Школе освобождающихся». Однако работа в ней начинается за 6 мес. до освобождения осужденного. Этого периода часто не хватает для проведения необходимых мероприятий: решение вопросов связанных с жильем, отработки коммуникативных умений.

Кроме специалистов гражданских социальных служб Центров реабилитации необходимо привлечение к работе с осужденными специалистов Федеральной службы занятости. Лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание в местах лишения свободы, до сих пор не рассматриваются как потенциальный трудовой ресурс (в его качественных характеристиках возможности привлечения к труду после освобождения). Необходимо, что бы осужденные после освобождения приходили в службу занятости, одновременно с поступлением информации из колонии. Однако практика сотрудничества со службой занятости показывает, что осужденные в эту службу в большей части не обращаются.

Причина низкого процента обращаемости осужденных за помощью в гражданские организации в том, что они не доверяют гражданским специалистам. Как свидетельствует практика, осужденный идет за помощью не в организацию, а к человеку, которому доверяет.

Для повышения личного доверия осужденных необходимо личное участие в работе с осужденными гражданских специалистов.


Другие материалы:

Изотерапия, как метод социальной работы с иолодежью
В работе, не только с детьми, но и с подростками, молодыми людьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, к ...

Воспитательное пространство
Воспитательное пространство- это результат д-ти созидательного и интеграционного хар-ра. Чтобы оно сложилось, надо опр-ить основные его компоненты и то, что д. их связывать, включить в моделируемые связи д-ть детей. Тогда-то и можно рассч ...

Типология образовательных технологий
В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и во ...