Роль социального педагога
Страница 1

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Типы семей, с которыми приходится сталки­ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен­цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се­мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность и проституция;

алкоголики и наркоманы;

дети-бродяги;

развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп­реждение и нейтрализацию.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на пре­одоление кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо­щи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз­личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно­годетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос­лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра­боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль­тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе­ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин­формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп­рос о принудительном лечении родителей.

Методы работы

изучение семьи. Изучение отно­шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за­дача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов­лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто­вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до­статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио­нальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен­ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен­ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу­ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы­ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ­ляется первоклассник или пенсионер.

Работа с семьей, где дети – инвалиды

Получив информацию о такой семье, соста­вив план оказания ей помощи, педагог со­ставляет рекомендации родителям, как сле­дует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд про­блем, которые ребенок решает только с ним. Составляются про­граммы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»).

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при­обрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фоте швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, даны необходимые умения и навыки.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережива­ния, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом толь­ко социальный педагог.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Что является основой гражданского общества? Чем отличается гражданское общество и государство?
Гражданское общество – это: наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвле ...

Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи. Направления государственной защиты детей на современном этапе
Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социа ...

Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ. Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010
В РФ проживает 29 млн. детей. Это примерно 20% населения страны. От состояния их здоровья, уровня образованности, культуры, физического и духовного развития напрямую зависит будущее страны. По прогнозным данным, к 2010 году численность д ...