Взаимодействия семьи и образовательного учреждения (детский сад, начальная школа) в процессе
социализации ребенкаСтраница 1
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.
Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.
К институтам социализации относятся семья, ОУ, микросреда, социальные группы, общ. организации, СМИ, институты политики, культуры, церкви.
В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:
социальное положение;
материальное положение;
род занятий родителей;
образование родителей;
эмоционально-нравственная атмосфера в семье
Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Задача ОУ - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.
Содержательные линии развития семьи:
формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
развитие умственных способностей, творческого мышления;
воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;
воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;
формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;
социально-нравственное воспитание детей в семье.
Основные принципы:
1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
Другие материалы:
Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи. Студенческая молодёжь как социально- демографическая категория
В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости:
- психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «matur ...
Тема социальной солидарности — главная тема
социологии Дюркгейма.
По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по су ...
Этапы развития социального призрения в России. История становления и
развития социального призрения в России
Отмечается, что до XVIII в. в России забота о нуждающихся была прерогативой церкви и монастырей. Именно при монастырях возникали первые богадельни, бесплатные больницы. Государство попыталось усовершенствовать и расширить виды оказываемой ...