Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 30

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Главные приоритеты в регулировании и управлении социально-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объекту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, референтной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридических и физических лиц, выступающих в качестве непосредственных участников социально-культурных процессов. Среди них - государственные и негосударственные (общественные, коммерческие) структуры.

Социально-культурная деятельность характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий между демократической природой культуры и авторитарно-бюрократической системой управления ею; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.

В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания детей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными социально-культурными услугами интенсивно развивается любительство. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество традиционных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономического (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распространении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.

В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учреждения культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32


Другие материалы:

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
Цель. Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений, При согласии с утверждением он должен в карте опро ...

Семья как социально-культурный институт
Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, ...

Суть взаимоотношений «человек — общество — природа»
Человек — общество — природа — их взаимодействие — вечная проблема социологии и философии. В процессе жизнедеятельности человек устанавливает различные отношения с окружающей его средой, позволяющие жить как природному и социальному сущес ...