Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 29

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «социальных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Очевидна и необходимость умения правильно интерпретировать социально-культурную ситуацию, правильно определять, какие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.

Анализ практического опыта и научных исследований свидетельствует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов собственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализации множества социально-культурных, творческих проектов и инициатив. В современных сложных условиях особенно возрастает роль традиционных очагов культуры в Центре, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост демократизации и гуманизации социально-культурного пространства.

Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития общественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенародного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении принадлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и формирование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понимания особенностей обыденного сознания.

Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвязи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологически некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъектами.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Другие материалы:

Эмпирическая социология права
В начале 60-х годов XX в. складывается новый подход в социологии права. Его суть состоит в разработке методологии и проведении конкретных социально-правовых исследований. Был создан Комитет социологии права при Международной социологическ ...

Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере
В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социально ...

Социальный конфликт. Определение конфликта и конфликтной ситуации
Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов. Элементы конфлик ...