Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная
деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе
знанийСтраница 13
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъекгное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.
Наглядным примером такого взаимодействия является педагогическая, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции, этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её постоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Анимация как никакой другой вид педагогической практики красноречиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущность социально-культурной деятельности. Профессиональные аниматоры, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные центры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.
Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.
В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.
Другие материалы:
Технологии художественно-творческой деятельности
Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздейств ...
Основные принципы классической методологии сводятся
к следующим
1. социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов
2. по этому социология должна строиться по образу естественных «позитивных наук».
3. методы социального исследования ...
Пути решения проблемы постарения населения
Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, ...