Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
Страница 2

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХГХ века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.ТШацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.

Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.

Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Семейная воспитательная группа
На том же совещании Э.Я. Гончаренко отметила, что параллельно с приемной семьей в г. Екатеринбурге существует и другая форма временного устройства детей - воспитанников территориальных центров помощи семье и детям - семейная группа, как е ...

Социальный конфликт. Определение конфликта и конфликтной ситуации
Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов. Элементы конфлик ...

В мире профессий и заработков
За словами «наёмные работники» скрывается огромное множество разнообразных профессий. Они отличаются друг от друга, как содержанием труда, так и уровнем его оплаты, которую удаётся получить от нанимателей. Разница в оплате труда наёмных р ...