Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX
- начале XX векаСтраница 1
Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века.
Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.
Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительные идеи и деятельность декабристов.
В последующий исторический период возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые формы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна.
Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России. Одной из объективных причин этого явления стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.
В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.
Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Представители разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.
Другие материалы:
Характеристика проблемы, на решение которой направлена
программа
Важнейшим инструментом предупреждения сиротства и социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.Проблемы, связанные с предупрежден ...
Оценка эффективности и
результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и
город» на 2009-2011 года
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (на 121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (на 99220 детей ...
Понятие «социальная политика»
В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.
В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систем ...