Культуротворческие и культуроохранные технологии. Сущность культуротворческих технологий

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Культуротворческие и культуроохранные технологии. Сущность культуротворческих технологий

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л-СВыготский, Б.МТеплов, АМ.Матюшкин, ВДШадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

Способности - это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.

Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

Культуротворческие технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в федсгво социально-культурной самореабилитации.

Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непофедственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ и, соответственно, тех структур, которые их реализуют.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.


Другие материалы:

Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1936), рассматривавшего человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) с ...

Практические задачи
1 На уровне здравого смыла мы делим факты на: а) биологические (сон еда, дыхание); б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение); в) социальные… Приведите 4-5 примера социальных факторов. Под социальным фактом понимается в обще ...

Социальная коммуникация. Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это: · передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов · процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. · механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попы ...