Образование как социальный институт общества
Страница 1

Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов. Для всех учебных заведений образование выступает предельной и исчерпывающей границей их существования, определяя цели, задачи, ценности: школа всех уровней, педагогическая профессия.

Исторические факты свидетельствуют о том, что уже в древних обществах (Вавилон, Греция, Китай, Египет и др.) существовала двухступенчатая элитная структура образования: двух- и четырехгодичные школы. К обучению в них допускались представители правящей элиты; религиозных организаций. Обязательными предметами изучения являлись теология, арифметика, письмо, в некоторых — искусство танца, поэтика и др. Образование носило неорганизованный, спонтанный характер, причиной чего было отсутствие общественной потребности в нем.

На протяжении многих тысячелетий, вплоть до Нового времени, в традиционных обществах существовали три основные образовательные парадигмы:

1. Естественная педагогика, которая характерна для обществ, не достигших стадии государственности, основана на жестком разделении мира взрослых и мира детей. Взрослые допущены к ритуалам, несут все обязанности, используют все доступные в данной культуре права, а дети всего этого лишены.

2. Эзотерическая педагогика (педагогика идеала), основанная на идеализации учителя и на подражании ему во всем без исключения. Эта парадигма распространена в практике подготовки сложных и редких видов деятельности (ученые, философы, художники, жрецы, редкие и сокрализованные ремесла):

3. Педагогика массовой социализации и окультуривания, представлена системой норм и правил, регулирующих допустимое и недопустимое поведение. Сущность этой образовательной практики, весьма проста — одни поступки и действия поощряются, другие наказываются, учитель указывает на правильное поведение и действие, или показывает их сам, а ученик подражает. В Европе Нового времени при разрушении традиционных форм жизни возникает необходимость осмысления новых форм образования.

В настоящее время начинают развиваться две новые образовательные парадигмы:

1. Эгалитарная педагогика. Наибольший вклад в развитие данной педагогики внес известный педагог и мыслитель, епископ анабаптистской общины моравских братьев Ян Коменский. Технологичность образования, по Коменскому, предполагает равные возможности для всех учеников; допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности: учителей, которые готовятся одинаково, учебников, программ, учебных заведения. Практическая реализация эгалитарной педагогики растянулась на 300 лет и была завершена только в XX в.

2. Элитарная педагогика. Она возникла как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, пытаясь решать свои специфические задачи специфическими средствами (олигофренопедагогика для людей с задержками умственного развития, сурдопедагогика для слепоглухонемых, педагогика А.С. Макаренко для беспризорных и др.)

Как социальный институт общества образование оформилось в XII—XV вв. и стало выполнять соответствующие общественно значимые функции. В современном мире институт образования выполняет следующие основные функции:

Профессионально-экономическая функция (воспроизводство рабочей силы различной квалификации;

Социальная функция (социализация и воспитание личности; институт образования — один из основных каналов социальных перемещений. К примеру, рабочий, получивший высшее образование, переходит в ряды интеллигенции, а место священника, врача, педагога и т. д., можно занять только имея соответствующее образование).

Культурно-гуманистическая функция (обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; участие института образования в производстве новых знаний, материальных и культурных ценностей; использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Глобализация, как результат человеческой деятельности. Социально-философская проблематика глобализации
Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ, необходимо в начале прояснить некоторые общие положения ...

Наблюдение. Эксперимент
Один из методов социологического исследования — наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение в ...

Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять в размере 24441,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 7153,7 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 16575,3 млн. руб ...