Образование как социальный институт общества
Страница 1

Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов. Для всех учебных заведений образование выступает предельной и исчерпывающей границей их существования, определяя цели, задачи, ценности: школа всех уровней, педагогическая профессия.

Исторические факты свидетельствуют о том, что уже в древних обществах (Вавилон, Греция, Китай, Египет и др.) существовала двухступенчатая элитная структура образования: двух- и четырехгодичные школы. К обучению в них допускались представители правящей элиты; религиозных организаций. Обязательными предметами изучения являлись теология, арифметика, письмо, в некоторых — искусство танца, поэтика и др. Образование носило неорганизованный, спонтанный характер, причиной чего было отсутствие общественной потребности в нем.

На протяжении многих тысячелетий, вплоть до Нового времени, в традиционных обществах существовали три основные образовательные парадигмы:

1. Естественная педагогика, которая характерна для обществ, не достигших стадии государственности, основана на жестком разделении мира взрослых и мира детей. Взрослые допущены к ритуалам, несут все обязанности, используют все доступные в данной культуре права, а дети всего этого лишены.

2. Эзотерическая педагогика (педагогика идеала), основанная на идеализации учителя и на подражании ему во всем без исключения. Эта парадигма распространена в практике подготовки сложных и редких видов деятельности (ученые, философы, художники, жрецы, редкие и сокрализованные ремесла):

3. Педагогика массовой социализации и окультуривания, представлена системой норм и правил, регулирующих допустимое и недопустимое поведение. Сущность этой образовательной практики, весьма проста — одни поступки и действия поощряются, другие наказываются, учитель указывает на правильное поведение и действие, или показывает их сам, а ученик подражает. В Европе Нового времени при разрушении традиционных форм жизни возникает необходимость осмысления новых форм образования.

В настоящее время начинают развиваться две новые образовательные парадигмы:

1. Эгалитарная педагогика. Наибольший вклад в развитие данной педагогики внес известный педагог и мыслитель, епископ анабаптистской общины моравских братьев Ян Коменский. Технологичность образования, по Коменскому, предполагает равные возможности для всех учеников; допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности: учителей, которые готовятся одинаково, учебников, программ, учебных заведения. Практическая реализация эгалитарной педагогики растянулась на 300 лет и была завершена только в XX в.

2. Элитарная педагогика. Она возникла как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, пытаясь решать свои специфические задачи специфическими средствами (олигофренопедагогика для людей с задержками умственного развития, сурдопедагогика для слепоглухонемых, педагогика А.С. Макаренко для беспризорных и др.)

Как социальный институт общества образование оформилось в XII—XV вв. и стало выполнять соответствующие общественно значимые функции. В современном мире институт образования выполняет следующие основные функции:

Профессионально-экономическая функция (воспроизводство рабочей силы различной квалификации;

Социальная функция (социализация и воспитание личности; институт образования — один из основных каналов социальных перемещений. К примеру, рабочий, получивший высшее образование, переходит в ряды интеллигенции, а место священника, врача, педагога и т. д., можно занять только имея соответствующее образование).

Культурно-гуманистическая функция (обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; участие института образования в производстве новых знаний, материальных и культурных ценностей; использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Место Э.Дюркгейма в истории социологии
Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом, Вебером, Парето; рассматривал важнейшие для теоретической социологии проблемы, такие как «природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и пат ...

Глобальные проблемы современности и пути их решения
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование. Проблема предотвращения новой мировой войны. Создание ООН, главной целью которой было ...

План реализации проектных мероприятий
Инновационный путь развития города невозможен без участия молодежи. Каждый третий житель города в возрасте до 30 лет. Из них больше половины - 59,5% это работающая молодежь; 39,8% - учащиеся, студенты; безработная молодежь составляет 0,7 ...