Дeти-cиpoты: характеристика проблемы
Страница 7

Сироты, которые не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где предоставляют жилье. Данные, опубликованные И.Ф.Дементьевой показывают, насколько такая несвобода выбора серьезна для выпускников детского дома: «Вот как изменялось отношение в разных группах сирот (детдомовцы и выпускники) к обретению профессии, нужной людям. Воспитание в интернате возводит эту ценность в ранг приоритетной (2-е место), а реальная жизнь корректирует ее значимость в системе ценностей (у выпускников количество таких ответов почти вдвое ниже). Если у сирот служение людям, обществу - ценность более значимая, чем личное счастье, то у выпускников и особенно у школьников семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей 2-е место»1.

После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Сироты остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.

Рано или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны. Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам. Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации еще более осложняются.

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебных органы, администрацию города или районо. В различные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

До окончания школы дети-сироты находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанники. Сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу и при окончании школы. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. После интерната некоторое время привычка создает иллюзию, что молодые люди вообще не могут жить друг без друга. Новый коллектив, собственно, как и общество вне детского учреждения – чужие. «Также будет верным и то, что молодые люди из числа детей-сирот нередко чувствуют себя в новой ситуации, в новой группе чужаками. На этапе сближения с новыми группами выпускником государственных учреждений приходится включать свои адаптивные способности. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу»1.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Семейно-ориентированный подход и его роль в работе с детьми
Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, заключается в признании недостаточности воздействия исключительно на ребенка и как можно более широком вовлечении семьи в программу помощи ребенку ...

Подростковая субкультура в системе современного информационно-техногенного общества. Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает ...

Классификация рас
При выделении рас первого (боль­шие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксоно­мической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола ...