Дeти-cиpoты: характеристика проблемы
Страница 7

Сироты, которые не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где предоставляют жилье. Данные, опубликованные И.Ф.Дементьевой показывают, насколько такая несвобода выбора серьезна для выпускников детского дома: «Вот как изменялось отношение в разных группах сирот (детдомовцы и выпускники) к обретению профессии, нужной людям. Воспитание в интернате возводит эту ценность в ранг приоритетной (2-е место), а реальная жизнь корректирует ее значимость в системе ценностей (у выпускников количество таких ответов почти вдвое ниже). Если у сирот служение людям, обществу - ценность более значимая, чем личное счастье, то у выпускников и особенно у школьников семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей 2-е место»1.

После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Сироты остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.

Рано или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны. Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам. Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации еще более осложняются.

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебных органы, администрацию города или районо. В различные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

До окончания школы дети-сироты находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанники. Сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу и при окончании школы. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. После интерната некоторое время привычка создает иллюзию, что молодые люди вообще не могут жить друг без друга. Новый коллектив, собственно, как и общество вне детского учреждения – чужие. «Также будет верным и то, что молодые люди из числа детей-сирот нередко чувствуют себя в новой ситуации, в новой группе чужаками. На этапе сближения с новыми группами выпускником государственных учреждений приходится включать свои адаптивные способности. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу»1.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Состояние социального попечения в современной России.
Призрение людей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, вы ...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
Социальный педагог - это профессионально подготовленный специалист в области отношений в социуме. Его работа направлена на все категории населения людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личн ...

Что такое старение?
Для человека старение всегда имело особое значение. Веками философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир молодости, а многие религии придавали старению сакральное значение. Однако даже сегодня биология процесса старения всё ...