Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения
Страница 2

Социологическая информация » Социальная работа » Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения

3. Социальная защита - защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Социальные гарантии по оплате, условиям труда (минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривает специальные меры юридического, практического и политического характера.

4. Социальная помощь - временные меры адресной помощи в кризисной ситуации (услуги, пособия). Формы осуществления:

пособия в денежной форме;

помощь в натуральной форме;

льготы - выгоды (скидки) при получении услуг;

субсидии - целевое предоставление средств для оплаты услуг;

компенсации - возмещение расходов на получение услуг или других благ.

5. Социальное обслуживание (услуги, сервис) - это механизм реализации названных функций.

Социальные функции реализуются в виде конкретных социальных программ, среди которых различают:

1) по признаку идентификации получателей помощи: универсальные (категориальные) и селективные (выборочные, избирательные, адресные);

2) по степени разделения социальной ответственности между семьей, государством, работодателями, страховой системой и благотворительными организациями, органами местного самоуправления.

При этом расходы на социальные нужды могут частично:

включаться в цену рабочей силы;

компенсироваться за счет социальных трансфертов;

возмещаться за счет безвозмездного семейного ухода [32, 201].

Государственная социальная помощь оказывается из средств государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных фондов. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (от 24 октября 1997 г) устанавливает порядок учета величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи (предоставлении пособий, бесплатных или льготных услуг). Каждая семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи в разных формах.

Органы местного самоуправления могут осуществлять любые, адресные программы из муниципального бюджета и привлекаемых средств и устанавливать для них собственный критерий участия. Он необязательно должен быть связан с прожиточным минимумом или другими федеральными нормативами [13,25].

Федеральное законодательство предусматривало до принятия №122 от 22.08. 2004 года:

Разветвленную систему льгот и социальной поддержки для различных категорий населения (в целом по стране действовало 156 видов льгот для 236 категорий населения), на долю которых приходится большинство расходов на социальные нужды. Например, согласно данным федерального государственного статистического наблюдения (форма № 26-ЖКХ «Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг»), насчитывалось более 40 категорий жителей, пользующихся различными льготами, что составляло около 60% населения России. При таком уровне оплаты ЖКУ населением (50% от затрат в соответствии с федеральным стандартом) только в 2003г. потребовалось 37 млрд. рублей, чтобы компенсировать эти льготы.

Социальные пособия, среди которых важнейшими являются жилищные субсидии и пособия гражданам, имеющим детей, и другие выплаты.

Основными критериями предоставления социальной помощи в настоящий момент являются:

принадлежность к социально уязвимой группе населения (категории);

среднедушевой доход ниже определенного порогового значения.

Дополнительно могут вводиться другие условия. Например, семьи, где трудоспособные члены не работают без уважительной причины (т.е. не зарегистрированы в службе занятости), малообеспеченными не считаются и могут получить социальную помощь только в порядке исключения.

До принятия Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. значительная доля социальной помощи в РФ имела категориальный характер. Данный принцип имел следующие недостатки:

1. С точки зрения борьбы с бедностью имеющиеся средства на выплату социальных льгот и пособий тратились крайне неэффективно. Степень эффективности оценивалась на базе анализа того, какая часть выделенных средств доходит до защищаемой целевой группы. От общей суммы социальных льгот и выплат 19% приходится на долю беднейших слоев населения.

2. Категориальные льготы не подходили для борьбы с абсолютной бедностью: группы, выделенные по политическим и демографическим критериям (например, ветераны войны и одинокие матери), в обществе переходного периода могут оказаться крайне неоднородными по материальному положению; препятствуют развитию негосударственной сферы услуг, созданию новых рабочих мест, развитию социальных инициатив и различных форм социального предпринимательства, благотворительных организаций и самозанятости в некоммерческом секторе.

3. Распределительный характер категориальных льгот стимулирует социальное иждивенчество, усугубляет пассивный характер социальной защиты и ее оторванность от процессов экономического развития.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Виды исследовательских технологий
Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от ...

Коррекционное воспитание
Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, пре­одоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально соз­данных для этого организациях. Этот вид воспитания ...

Приемная семья
Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отде ...