Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения
Страница 1

Социологическая информация » Социальная работа » Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения

Социальная защита населения – трудная экономическая и политическая задача для любого уровня власти, и особенно это касается муниципальных органов вследствие их наибольшей приближенности к местным проблемам и населению. Рассмотрим состав, цели, задачи и функции организаций социальной защиты, механизмы оказания социальной помощи и социальной поддержки, текущее состояние и проблемы, направления повышения эффективности данной работы.

Учреждения социальной защиты населения на территории муниципального образования могут быть представлены:

центрами социального обслуживания (ЦСО),

муниципальными учреждениями социальной защиты (МУСЗН), городскими центрами жилищных субсидий,

отделами социального обеспечения (так называемые «собесы»), управлениями труда и занятости населения (УТиЗ),

биржами труда,

благотворительными организациями,

домами ночного пребывания,

центрами социальной помощи семье и детям,

приютами для детей и подростков,

центрами общественных работ и др.

Для оценки эффективности их работы необходимо четко представлять цели деятельности и функции органов социальной защиты.

Главная цель этих учреждений - ликвидация абсолютной бедности. Проанализируем понятие «бедность», которое является многогранным и неоднозначным (таблица 1).

Бедность - это характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать физиологические и социальные потребности. Основными причинами бедности являются 2 группы факторов: экономические (связаны с безработицей, низкими доходами) и демографические (возраст, иждивенческая нагрузка на семью).

При организации социальной поддержки чаще всего оценивают не потребление, а доход как меру располагаемых потребительских возможностей. Возникает возражение об использовании критерия низкого дохода без учета социального статуса и заслуг потенциального получателя помощи перед обществом: трудоспособные и нетрудоспособные, инвалид войны и молодой безработный, «балующийся» наркотиками, - получают одинаковые права и поддержку государства? Однако критерий дохода является наиболее объективным для борьбы с абсолютной бедностью [33, 157].

Таблица 1

Трактовка понятия «бедность»

Виды бедности

Потребление

Доход

1. Абсолютная

1.1. Нищета

Систематическое недоедание, отсутствие возможности пользоваться ЖКУ

Ниже стоимостной оценки минимальной продуктовой корзины

1.2. Нужда

несбалансированное питание, нет возможности обновить одежду, обувь и пр.

Ниже прожиточного минимума

2. Относительная

1. Ниже общепринятых стандартов потребления и дохода

2. Ниже стандартов потребления других групп

3. Ниже потребления и доходов в прошлом

Другими целями социальной сферы являются:

- обеспечить воспроизводство поколений, включая содержание детей, престарелых (т.е. еще или уже неспособных к трудовой деятельности), других людей, полностью нетрудоспособных или оказавшихся в определенной жизненной ситуации;

- дать гарантии трудоспособным гражданам на случай болезни, увечья, травмы и других рисков.

В плановой экономике социальные трансферты в виде льгот и скрытых дотаций служили элементом системы централизованного ценообразования, так как «адресатом» помощи были не столько граждане, сколько производители услуг. Льготы призваны были компенсировать низкий уровень оплаты труда.

Функциями социальной сферы являются:

1. Социальное страхование - система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиту социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты - пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности. Источник - удержание страховых взносов из заработной платы, взносы работодателей.

2. Социальное обеспечение - система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты - социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей; и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Государственное управление процессами занятости. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состоя ...

Механизмы реализации
Основными механизмами реализации являются: 1)совершенствование правовой базы в области миграции и исполнение соответствующих норм законодательства Российской Федерации; 2)разработка и заключение межгосударственных и межправительственных д ...

Автоматизация организации финансового учета посредством программы загрузки/ выгрузки и ввода данных о социальном положении ветеранов отделом социальной защиты
В соответствии с соглашением (Соглашение) между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (ОПФР) и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ОПФР осуществляет передачу органу социальной защиты населения (ОСЗН) су ...