ЗаключениеСтраница 1
Вполне возможно, что ознакомление с социологической концепцией Кареева приведёт к выводу о некоторой её вторичности по сравнению с социологией П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. И все же нельзя отрицать выдающуюся роль Кареева в истории российской социологии и в доказательстве того, что «у социальной жизни есть свои законы и нельзя насиловать эту жизнь, а такое насилование будет всегда, когда не принимается в расчёт, что не всё желательное немедленно же и осуществимо»[38]. Кареев перевёл идеи субъективной школы на чёткий социологический язык и систематизировал их, придал социологии удобопонятную академическую форму. В то же время и сам он достаточно оригинален как социолог. Его концептуальная проработка проблем социальной организации весьма значима, особенно в контексте движения к структурно-функциональному анализу общества. Нельзя отрицать приоритет Кареева в постановке ряда проблем гуманитарного познания. Перспективной оказалась его идея сближения социологии с культурологией. Заслуживает особого внимания и практика применения Кареевым социологических моделей в исторических исследованиях, ещё ждущая специального анализа. Несколько модернизируя ситуацию, можно отметить, что Кареев дал один из первых вариантов такого социологического построения, в котором относительно гармонично сочетались бы чисто научный анализ с гуманистическим мировидением[39].
Творчество Кареева остаётся пока малоисследованным, и задачей нашей науки является его скорейший всесторонний анализ. Труды этого учёного сохраняют для сегодняшних поколений не только большое историко-научное значение, но и служат образцом широкой эрудиции, примером выполнения человеком науки гражданского долга и источником идей, столь необходимых нам для сохранения преемственности в развитии отечественной социологии.
[1] Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох. – Заокский: Источник жизни, 1993. – С. 82.
[2] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. – С. 132.
[3] Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. – М.: Онега, 1995. – С. 214.
[4] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – С. 117.
[5] Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – С. 74.
[6] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. – С. 69.
[7] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – С. 91.
[8] Медушевский А. Н. История русской социологии. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 139.
[9] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 15.
[10] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 16.
[11] Кукушкина Е. И. Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. – С. 92.
[12] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 28.
[13] Кареев Н. И. Указ. соч. – С. 29.
[14] Новикова С. С. История развития социологии в России. – М.: Институт практической социологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. – С. 98.
[15] Кареев Н. И. Указ. соч. – С. 47.
[16] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 57.
[17] Социология в России XIX- начала XX веков: Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. – С. 104.
[18] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательствово Ленинградского университетата, 1990. – 124 с.
2 Кареев Н. И. Указ. соч. – С.129.
[20] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 83.
[21] Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – С. 132.
Другие материалы:
На чем стоять семье?
Брак – что орден иезуитов: не вступивший в него о нем ничего не знает, вступивший – обо всем молчит.
Наверное, разведенный
Продолжим тему о связи любви и создания семьи и попытаемся все-таки разобраться в этом вопросе.
Если я вижу двух ...
Применение семейно-ориентированного подхода в
организациях социального обслуживания детей в Томской области
Развитие деятельности по государственной поддержке детей, находящихся в трудной ситуации, в Томской области выявило проблему - семьей как системой, целостным организмом не занимается ни одно ведомство. Анализ ранее существовавших программ ...
Правила ведения беседы
При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер под ...