Вполне возможно, что ознакомление с социологической концепцией Кареева приведёт к выводу о некоторой её вторичности по сравнению с социологией П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. И все же нельзя отрицать выдающуюся роль Кареева в истории российской социологии и в доказательстве того, что «у социальной жизни есть свои законы и нельзя насиловать эту жизнь, а такое насилование будет всегда, когда не принимается в расчёт, что не всё желательное немедленно же и осуществимо»[38]. Кареев перевёл идеи субъективной школы на чёткий социологический язык и систематизировал их, придал социологии удобопонятную академическую форму. В то же время и сам он достаточно оригинален как социолог. Его концептуальная проработка проблем социальной организации весьма значима, особенно в контексте движения к структурно-функциональному ана­лизу общества. Нельзя отрицать приоритет Кареева в постановке ряда проблем гуманитарного познания. Перспектив­ной оказалась его идея сближения социологии с культурологией. Заслуживает особого внимания и практика примене­ния Кареевым социологических моделей в исторических исследованиях, ещё ждущая специального анализа. Несколь­ко модернизируя ситуацию, можно отметить, что Кареев дал один из первых вариантов такого социологического построе­ния, в котором относительно гармонично сочетались бы чис­то научный анализ с гуманистическим мировидением[39].

Творчество Кареева остаётся пока малоисследованным, и задачей нашей науки является его скорейший всесторонний анализ. Труды этого учёного сохраняют для сегодняшних поколений не только большое историко-научное значение, но и служат образцом широкой эрудиции, примером выполнения человеком науки гражданского долга и источником идей, столь необходимых нам для сохранения преемственности в развитии отечественной социологии.

[1] Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох. – Заокский: Источник жизни, 1993. – С. 82.

[2] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. – С. 132.

[3] Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. – М.: Онега, 1995. – С. 214.

[4] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – С. 117.

[5] Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – С. 74.

[6] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. – С. 69.

[7] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – С. 91.

[8] Медушевский А. Н. История русской социологии. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 139.

[9] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 15.

[10] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 16.

[11] Кукушкина Е. И. Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. – С. 92.

[12] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 28.

[13] Кареев Н. И. Указ. соч. – С. 29.

[14] Новикова С. С. История развития социологии в России. – М.: Институт практической социологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. – С. 98.

[15] Кареев Н. И. Указ. соч. – С. 47.

[16] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 57.

[17] Социология в России XIX- начала XX веков: Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. – С. 104.

[18] Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. – Л.: Издательствово Ленинградского университетата, 1990. – 124 с.

2 Кареев Н. И. Указ. соч. – С.129.

[20] Кареев Н. И. Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – С. 83.

[21] Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – С. 132.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Высшие учебные заведения.
Центрами и рассадниками высшего общего образования являются университеты, как учреждения, имеющие своими задачами изучение, разработку и распространение научных знаний. Разнообразие и сложность человеческих знаний, распадающихся на отдель ...

Компьютерная грамотность и информационная культура
Примечательно, что всего лишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и что уже в ближайшей перспек ...

Материалистическая диалектика и классовый подход
Как известно, ядром диалектики, по выражению Ленина, является единство и борьба противоположностей. Если вникнуть в суть этого ленинского определения, то смысл здесь таков. Диалектика, как всеобщая теория развития, разработала ряд законов ...