Виды исследовательских технологий
Страница 1

Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и вовремя отреагировать на них, скорректировать ситуацию, внести изменения или дополнения или даже отказаться от чего-либо. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается в структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы исследования.

Для проведения мониторингового исследования необходимо осуществить ряд последовательных технологических операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного проекта (постановки спектакля, авторской технологии преподавания предмета и т.д.), прежде всего определяют показатели или индикаторы, по которым можно судить о динамике и характере изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц или групп людей, партнерские организации и т.д.

Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным образом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главного, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней, текстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных материалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа.

Контент-анализ способствует выявлению общественной оценки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем социально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, отдельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются целиком или частично с позиций критики.

Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопросы, связанные с целями и задачами исследования. В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями технологий опроса являются анкетирование и интервьюирование.

К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии.

Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятельности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию.

Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, качественный уровень развивающих, рекреативных, развлекательно-игровых программ.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Социальные группы и общности
Социальная группа – это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Груп ...

Вывод
Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение к любви у всех различное. Одни понимают любовь как половую близость, другие - как духовную близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стре ...

Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи. Опыт зарубежных стран по социальной политике
Соединенные Штаты Америки – страна с либеральной моделью демократии. Это означает, что ответственность за благополучие гражданина – социальное, экономическое, медицинское, психологическое – лежит на нем самом. Государство в такой ситуац ...