Виды исследовательских технологий
Страница 1

Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и вовремя отреагировать на них, скорректировать ситуацию, внести изменения или дополнения или даже отказаться от чего-либо. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается в структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы исследования.

Для проведения мониторингового исследования необходимо осуществить ряд последовательных технологических операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного проекта (постановки спектакля, авторской технологии преподавания предмета и т.д.), прежде всего определяют показатели или индикаторы, по которым можно судить о динамике и характере изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц или групп людей, партнерские организации и т.д.

Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным образом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главного, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней, текстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных материалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа.

Контент-анализ способствует выявлению общественной оценки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем социально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, отдельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются целиком или частично с позиций критики.

Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопросы, связанные с целями и задачами исследования. В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями технологий опроса являются анкетирование и интервьюирование.

К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии.

Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятельности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию.

Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, качественный уровень развивающих, рекреативных, развлекательно-игровых программ.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы: