Виды исследовательских технологий
Страница 2

Технология наблюдения позволяет осуществлять непосредственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений и социального поведения индивидов, групп, общностей и на основании полученной достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В прикладных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, систематическое и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблюдение подразделяется на включенное (исследователь в составе группы участвует в совместном решении поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего наблюдателя). В формализованном наблюдении, в отличие от неформализованного, ставится определенная цель и обязательно фиксируются результаты.

Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления особенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явления, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:

- формирующие (преобразующие) технологии, с помощью которых осуществляется активное приведение содержания, структуры и функций объекта исследования в соответствие с выдвинутой гипотезой, либо введение в рабочий процесс социально-культурной деятельности каких-либо новаций и преобразований, либо проверяется на практике эффективность конкретного культурного продукта, акции, услуги;

- диагностирующие (констатирующие) технологии. Они связаны с фиксированием состояния объекта на тот или иной момент. Например, контролирующие (оценочные, проверочные) технологии направлены на установление взаимосвязей и взаимозависимостей между заданной нормой и фактическим состоянием объекта;

- поисковые (разведывательные) технологии предусматривают проведение поискового эксперимента с целью получения недостающих предварительных данных об объекте исследования.

В практике социально-культурных исследований широкое распространение получила технология педагогического эксперимента, суть которой состоит в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факторами и, с другой стороны, полученными результатами. Аналогичным образом используется и технология методического эксперимента. С ее помощью устанавливается наличие либо отсутствие определенной взаимозависимости или взаимосвязи между способами и методами приобретения необходимой технологической информации и степенью её использования в практике социально-культурной деятельности.

Примерные темы семинарского или практического занятия:

1. Методика формирования социального заказа для досуговых центров.

2. Семинар-дискуссия на тему «Диагностика досуговой среды: что она в себя включает?»

В качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятельности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте написание сценария, в котором Вам необходимо изложить несколько наиболее вероятных вариантов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет предвидеть и избежать случайностей.

В качестве прогнозирования развития какой-либо важной для Вашего региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий контент-анализ или сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях.

Придерживайтесь следующей схемы сбора материала для контент-анализа или сканирования: названия газет и журналов, периодичность их выхода в свет; тема и ключевые понятия для отбора и анализа информационных материалов; жанр материалов; оценка научно-методического уровня анализируемых публикаций (глубокий, фрагментарный, профессиональный); эффективность публикации (по материалу принято решение; публикация стала предметом дискуссии; на материал получены отклики или реакции не последовало и т.д.).

По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими выводами и комментариями для доклада руководству или выступления выводами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных ...

Функционализм, аналитическая теория конфликта и теория мировых систем
Теоретики структурного функционализма, теории конфликта и неомарксистской теории мировых систем прибегают к одинаковому процессу анализа, обращаясь к вопросу о гендере в рамках общего теоретического описания крупных социальных явлений. Во ...

Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ...